Непосредственное управление домом что это такое

Непосредственное управление домом что это такое

ЖК РФ Статья 164. Непосредственное управление многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 164 ЖК РФ

1. При непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.

(в ред. Федеральных законов от 04.06.2011 N 123-ФЗ, от 21.07.2014 N 255-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1 — 1.2. Утратили силу с 1 сентября 2014 года. — Федеральный закон от 21.07.2014 N 255-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Об особенностях применения ч. 2 ст. 164 к контрактам на услуги по обращению с ТКО, заключенным до 01.01.2016 на срок более 10 лет, см. ФЗ от 29.12.2014 N 458-ФЗ.

2. Договоры горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращения с твердыми коммунальными отходами заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени.

(в ред. Федеральных законов от 07.12.2011 N 417-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Договоры об оказании услуг и (или) о выполнении работ в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования, и (или) о выполнении работ по эксплуатации, в том числе по обслуживанию и ремонту, лифтов, подъемных платформ для инвалидов, и (или) о выполнении работ по аварийно-диспетчерскому обслуживанию, заключенные, в том числе в электронной форме с использованием системы, собственниками помещений в многоквартирном доме, осуществляющими непосредственное управление таким домом, в случаях, предусмотренных настоящей статьей, должны быть размещены лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, в системе в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

(часть 2.1 в ред. Федерального закона от 25.12.2018 N 482-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляющих непосредственное управление таким домом, от имени собственников помещений в таком доме в отношениях с третьими лицами вправе действовать один из собственников помещений в таком доме или иное лицо, указанное в этом решении либо имеющее полномочие, удостоверенное доверенностью, выданной в письменной форме ему всеми или большинством собственников помещений в таком доме.

(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 277-ФЗ)

Непосредственное управление домом. Часть 2: что это такое

Всего существует 3 способа управление многоквартирным домом: непосредственное управление, с помощью управляющей организации, через ТСЖ (кооператив).

Что такое непосредственное управление

Непосредственное управление – один из способов управления небольшими домами (до 30 квартир включительно), при котором все собственники (или большинство) по решению общего собрания заключают договоры на содержание и ремонт общего имущества, а каждый собственник от своего имени заключает договоры на предоставление коммунальных услуг (статья 164 Жилищного кодекса РФ).

Собственники вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с заключенными договорами (ч. 8 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, п. 32 Правил содержания общего имущества №491).

При этом плата за коммунальные услуги включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общедомового имущества (ч. 5 ст. 154 Жилищного кодекса РФ), хотя при других способах управления плата за ресурсы, потребляемые при содержании имущества, относится к плате за содержание, а не за коммунальные услуги.

На общем собрании или с помощью доверенности собственники могут наделить кого-то одного действовать от имени собственников в отношениях с третьими лицами – с обслуживающей организаций, Фондом капремонта (региональным оператором) и т.д. Чаще всего это председатель совета дома.

Обслуживающая организация отвечает за соблюдение Правил содержания жилья; организации, предоставляющие коммунальные услуги – за соблюдение Правил предоставления коммунальных услуг, а все вместе – за выполнение обязанностей, прописанных в договорах.

Собственники при непосредственном управлении должны не забывать Правила управления многоквартирными домами, утверждённые постановлением Правительства РФ №416. В частности, проект перечня услуг и работ по содержанию общего имущества составляется и представляется собственникам для утверждения одним из собственников (пункт 5). Аварийно-диспетчерское обслуживание включается в договоры по содержанию и ремонту, водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению, отоплению, или собственники заключают договор об аварийно-диспетчерском обслуживании с организацией, осуществляющей такую деятельность (пункт 9). В последнем случае собственники должны передать в АДС комплект технической документации, нужной для обслуживания (пункт 15). Также собственники обеспечивают свободный доступ сотрудников АДС к общедомовому имуществу (пункт 16).

Как выглядит в жизни

Собственники заключают договоры на содержание общего имущества с обслуживающими организациями, которыми нередко выступают те же управляющие организации. Но так бывает не всегда.

На практике часто непосредственное управление заключается в полном отсутствии какой-либо обслуживающей организации: жильцы сами моют подъезды и чистят снег по графику, скидываются по устной договорённости на ремонт того, что сломалось, и собственными силами ремонтируют.

Формально, если большинство собственников не заключили договоры, то муниципалитет должен провести конкурс для отбора управляющей организации, так как способ управления считается нереализованным (подп. 2 п. 3 Порядка проведения открытого конкурса, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 № 75). Однако в жизни такие «самостоятельные» дома обычно расположены в небольших населенных пунктах, там нет управляющих организаций с лицензией. Поэтому муниципалитет либо не проводит конкурс, либо делает это для галочки, чтобы удовлетворить прокуратуру. Жителей такой порядок устраивает, ведь не надо платить ежемесячные платежи за невидимые для них услуги и работы.

Знаю примеры домов, где собственники на общем собрании всё же утверждают ежемесячный размер платы, определяют, что будут скидываться председателю совета дома. Тот нанимает дворника, а также привлекает других специалистов – разово, для выполнения конкретных задач. Едва ли законодатель рассчитывал на такое воплощение непосредственного управления, поэтому нет готового и точного ответа на вопрос, реально ли взыскать задолженность в таком случае.

Ещё раз акцентирую внимание на том, что правильно содержать общедомовое имущество через заключение договоров о содержании и ремонте (подп. а» п. 16 Правил содержания общего имущества №491), а в реальности может быть что угодно.

Общие собрания собственников при непосредственном управлении

Общие собрания почти ничем не отличаются от собраний при других способах управления. Они проводятся в порядке, предусмотренном статьями 44 – 48 Жилищного кодекса РФ, а решения оформляются по требованиям приказа Минстроя России №44/пр.

При непосредственном управлении инициатор собрания должен передать подлинник протокола с бюллетенями напрямую в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через 10 дней после проведения общего собрания.

Читайте также  Какие документы нужны для продажи дома

Роль совета дома

Функции совета стандартные, как и при управлении домом управляющей организацией: контроль, обеспечение выполнения решений собраний, подготовка предложений по вопросам, связанным с управлением домом.

Председатель совета дома может вступать в переговоры по условиям договоров, заключаемых собственниками. По доверенности или решению собрания он может также заключить эти договоры от имени собственников на условиях, определённых собранием. Если председатель выступает по решению собрания, то приобретают права и становятся обязанными все собственники. Если он действует по доверенностям, то приобретают права и становятся обязанными собственники, которые дали доверенности. В любом случае собственники вправе потребовать у организаций копии договоров (ч. 8 ст. 161.1 Жилищного кодекса РФ).

Он же осуществляет контроль в отношении работ по содержанию и ремонту общедомового имущества, подписывает акты приемки работ. Таким полномочием тоже стоит наделить на общем собрании или с помощью доверенностей.

Омская Губерния

  • Краткая информация
  • Организационная структура
  • Полномочия Госжилинспекции Омской области
  • Задачи и функции структурных подразделений
  • Положение об Инспекции
  • Руководство
  • Перечень информационных систем, реестров и баз данных
  • Задачи Государственной жилищной инспекции Омской области
  • Территориальные органы
  • Подведомственные организации
  • Учрежденные СМИ
  • Контактная информация
  • Сведения о доходах и расходах государственных гражданских служащих
  • Обработка персональных данных
  • Нормативные правовые акты
  • Проекты нормативных правовых актов
  • Административные регламенты
  • Порядок обжалования нормативных правовых актов
  • Информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг
  • Целевые программы
  • Результаты проверок
  • Статистические данные и показатели
  • Публикации в СМИ
  • Кадровое обеспечение
  • Обращения граждан
  • Объявления
  • Полезная информация
  • Рейтинг управляющих организаций
  • Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами
  • Международное сотрудничество
  • Информация о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
  • Фотоальбом
  • Обработка персональных данных
  • Антимонопольный комплаенс

НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ

В статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) указано, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменён в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Права и обязанности собственников помещений в многоквартирном жилом доме при непосредственном управлении таким домом:
согласно части 1 статьи 164 ЖК РФ при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений должны заключить договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, на основании решений общего собрания указанных собственников.

При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.

На основании части 2 статьи 164 ЖК РФ договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, с ресурсоснабжающей организацией от своего имени. Данным договором регулируется потребление и оплата указанных услуг.

В этом случае ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения, несёт ресурсоснабжающая организация. Граница ответственности за обслуживание и содержание наружных инженерных сетей должна быть установлена в вышеуказанных договорах.

Обслуживание и содержание наружных инженерных сетей должно обеспечиваться ресурсоснабжающей организацией, а внутридомовых инженерных систем — будет являться непосредственной обязанностью собственников помещений в многоквартирном доме (как и в договоре энергоснабжения), и должно будет реализовываться собственниками самостоятельно, либо лицами, привлекаемыми ими по отдельному договору подряда.

Следует отметить, что в соответствии с частью 3 статьи 164 ЖК РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляющих непосредственное управление домом, от имени собственников помещений в отношениях с третьими лицами вправе действовать один из собственников помещений или иное лицо, не являющееся собственником помещения в данном доме, но наделенное соответствующим полномочием, удостоверенным доверенностью, выданной ему всеми или простым большинством собственников помещений в таком доме.

Подпунктами а, б пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 установлено, что общее имущество собственников многоквартирных домов должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надёжности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.

Согласно части 2.1 статьи 161 ЖК РФ при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме (Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»), правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (Постановление Правительства РФ от 06 мая 2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов).

Таким образом, основным преимуществом непосредственного управления многоквартирным домом является отсутствие расходов на содержание штата ТСЖ или расходов, связанных с привлечением к управлению управляющей компании, так как управление в этом случае осуществляется непосредственно инициативными собственниками многоквартирного дома.

Однако это является и главным недостатком такого вида управления в том случае, если в доме проживает достаточно большое количество жильцов и площадь общего пользования является значительной. Ведь чем больше дом — тем больше может возникнуть проблем с его управлением и разногласий между жильцами. А найти такого управляющего, который по своей инициативе решал бы массу вопросов достаточно сложно.

Таким образом, выбор непосредственного управления оптимален в небольших многоквартирных домах, где объем работы по управлению домом минимален.

Непосредственное управление домом — это хорошо или плохо?

Непосредственное управление — альтернатива управляющим компаниям, товариществам и кооперативам. Адвокаты коллегии «Москва-Адвокат» рассказали, что это такое, в каких случаях разрешено, плюсы и минусы такого управления.

Что это такое

Закон предусматривает следующие формы управления:

— товариществом собственников жилья или жилищным кооперативом,

Если говорить простыми словами, непосредственное управление — это когда домом управляют его жильцы. Они не платят управляющей компании, но несут на себе груз хозяйственных забот: ремонт дома, благоустройство придомовой территории, уборка в подъездах и на лестничных площадках, содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей и прочее.

В каких случаях разрешено

Непосредственное управление несет в себе риски, поэтому допускается в отдельных случаях. По закону эта форма хозяйствования предусмотрена только для многоквартирных домов, рассчитанных не более, чем на 30 квартир. Такие дома еще остались в старом городском фонде.

Почему непосредственное управление — это хорошо

— Экономия на коммунальных услугах

Собственник каждой квартиры подписывает прямые договоры на отопление, электроэнергию, воду, газ — это исключает наценки посредников. Жильцы платят по самым низким тарифам, которые действуют в городе.

— Экономия на эксплуатационных расходах

Жильцы знают, за что они платят. Если управляющие компании могут злоупотреблять доверием и присылать квитанции с непонятными начислениями, то при непосредственном управлении подобные казусы исключены. Эксплуатационные расходы на дом жильцы согласовывают на общем собрании, а потом их оплачивают.

— Не нужно платить за должников

Собственник каждой квартиры платит только за себя. По прямым договорам ответственность на несвоевременную оплату коммунальных услуг несет только тот, кто не оплатил счет. А вот в случае с управляющей компанией за должника платят из общих фондов, которые пополняют за счет всех жильцов.

— Контроль качества уборки и ремонта

Для уборки в подъездах, благоустройства придомовой территории, обслуживания и ремонта внутридомовых инженерных сетей, ухода за клумбами и прочих работ жильцы дома нанимают отдельную компанию. Они контролируют качество ее услуг и работ, и могут поменять компанию, если их что-то не устроит. Главное — предусмотреть такую возможность при подписании договора.

— Нет бюрократии

Цветочная клумба перед домом? Новые аттракционы на детской площадке? Видеодомофоны на входе в подъезды? При непосредственном управлении больше шансов, что инициативы жильцов будут воплощены в жизнь.

Почему непосредственное управление — это плохо

— Жильцы несут ответственность за дом

Собственники квартир в многоквартирном доме несут ответственность за состояние дома, внутридомовых инженерных сетей и придомовой территории. Должны делать своевременный текущий и капитальный ремонты, выполнять санитарно-эпидемиологические требования и градостроительные стандарты, принимать меры, чтобы проживание в доме было безопасным для здоровья и жизни, гарантировать сохранность общего имущества.

— Нужно выбрать представителя и совет дома

В органах власти, при общении с поставщиками коммунальных услуг и компаниями, которые оказывают услуги многоквартирным домам, интересы дома представляют 1–2 человека. Выбрать из жильцов дома того, кто будет ответственно относиться к своим обязанностям, трудно. Еще труднее найти того, кто будет вникать во все детали и не станет наживаться на других жильцах. Так как зарплата не положена, потребуется самый настоящий альтруист.

— Трудно получить перерасчет коммунальных услуг

По прямым договорам с поставщиками их сложнее привлечь к ответственности за плохое качество коммунальных услуг. Если в случае с управляющей компанией жилец относительно легко и быстро получит перерасчет квитанции, то при непосредственном управлении ему придется самому ходить по инстанциям.

— Трудно договориться со всеми жильцами

Кто-то должен заниматься организационными вопросами: готовить повестку собраний, уведомлять жильцов, вести протокол собрания и т. п. Иногда бывает так, что просто невозможно собрать всех жильцов в одном месте в одно время и договориться по всем вопросам. Это особенно актуально по отношению к тем жильцам, которые хотят жить в чистом и отремонтированном доме, но не хотят за это платить.

— Нет поддержки государства

Многоквартирные дома на непосредственном управлении не получают деньги города, выделенные на ремонт городского жилого фонда.

Стоит ли переходить на непосредственное управление

Эксперты отрасли выступают против непосредственного управления. По их мнению, такая форма хозяйствования может привести к разрушению городского жилого фонда. Они регулярно поднимают вопрос о том, чтобы исключить непосредственное управление из закона и передать такие дома управляющим компаниям.

Для управления многоквартирным домом нужны знания и опыт. Городской жилой фонд находится в плачевном состоянии, хотя бы в силу своего возраста, поэтому дома нуждаются в пристальном внимании, а большинство из них – в капитальном ремонте. Непосредственное управление будет удачной инициативой только в том случае, если жильцы готовы нести груз таких забот, ответственно и ежедневно заниматься домом.

Перед тем, как собрать инициативную группу для перехода на непосредственное управление, советуем поговорить с юристом. Квалифицированный адвокат в Москве посоветует наилучшую форму хозяйствования и оформит все документы. Его помощь понадобится при подписании договоров с поставщиками коммунальных услуг и управляющей компанией, которая будет оказывать услуги и выполнять работы для дома.

Остались вопросы? Позвоните +7(495)642-15-88 и узнайте больше о непосредственном управлении многоквартирным домом.

Непосредственное управление домом что это такое

Какие способы управления многоквартирным домом существуют?

Жилищный Кодекс Российской Федерации предлагает три способа управления многоквартирным домом:

— управляющая организация;
— товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив;
— непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме.

Как выбрать способ управления многоквартирным домом?

Способ управления выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Что такое управляющая организация?

Управляющая организация – организация, уполномоченная собственниками помещений в многоквартирном доме управлять жилищным фондом с целью его надлежащего использования и обслуживания, а также обеспечения потребителей жилищно-коммунальными услугами.

В чем отличие управляющей организации и обслуживающей организации?

Управляющая компания несет ответственность перед собственниками помещений МКД за оказание услуг и выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме. Управляющая организация предоставляет коммунальную услугу, получает плату за коммунальную услугу, осуществляет расчет за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми управляющей организацией заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения. Обслуживающая организация выполняет работы, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома.

Что такое ТСЖ?

Товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме (нескольких домах) для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме (нескольких домах).

Кто принимает решение о создании ТСЖ?

Решение о создании ТСЖ и утверждении его устава принимается собственниками помещений в МКД на их общем собрании. Такое решение считается принятым, если за него проголосовали собственники помещений в доме, обладающие более чем 50% голосов.

Что такое непосредственное управление многоквартирным домом?

Непосредственное управление – это управление без посредников, самостоятельно. При таком способе каждый из собственников самостоятельно заключает договоры на поставку тепла, электроэнергии, воды, газа и водоотведение. Договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме собственники помещений заключают на основании решений общего собрания. От имени собственников помещений в таком доме в отношениях с третьими лицами может действовать один из собственников помещений или иное лицо, имеющее доверенность в письменной форме, выданную ему всеми или большинством собственников помещений в таком доме.

Кто будет нести ответственность за работы по содержанию и ремонту жилья, если собственники избрали непосредственный способ управления?

Собственники помещений в многоквартирном доме, где количество квартир не больше 30, могут самостоятельно нанимать работников для надлежащего обслуживания своего дома. Если количество квартир в многоквартирном доме более 30, собственники обязаны для выполнения необходимых работ по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества дома нанимать управляющую организацию.

Новости

Непосредственное управление многоквартирным домом

Жилищный кодекс РФ возложил на собственников помещений в многоквартирном доме обязанность выбрать одну из закрепленных форм управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом, или иным специализированным потребительским кооперативом и управление управляющей организацией. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.

У многих жителей возникают вопросы при выборе одного из трех способов управления многоквартирным домом, предусмотренных Жилищным кодексом РФ. Больше всего вопросов вызывает способ непосредственного управления домом.

Когда многоквартирным домом управляет управляющая организация, она несет ответственность за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме. Обслуживание жилья в случае непосредственного управления осуществляется либо силами самих собственников, либо силами привлеченных подрядных организаций, в роли которых могут выступать и управляющие организации.

Существует мнение, что непосредственное управление наиболее экономное. Собственники помещений при непосредственном управлении не создают юридическое лицо, а их интересы в отношениях с третьими лицами представляют уполномоченные ими лица по доверенности. В этом случае отсутствуют какие-либо посредники в управлении домом. Жильцы сами решают, кто из них или любое другое лицо, которому они доверяют, будет вести переговоры с поставщиками товаров и услуг для содержания и ремонта дома. Однако это касается только расходов на управление домом. Остальные расходы, связанные с предоставлением жилищно-коммунальных услуг, собственники помещений такого многоквартирного дома несут в обязательном порядке.

При непосредственном управлении многоквартирный дом не может претендовать на получение муниципального финансирования на выполнение социальных проектов, на получение бюджетных средств для проведения капитального ремонта.

Когда собственники выбирают непосредственное управление, предполагается, что в итоге будет заключен договор на обслуживание
с организацией, и она будет выполнять те же работы, что делала в доме управляющая организация, и, следовательно, ответственность подрядчики будут нести такую же, что несла управляющая организация.

В соответствии с действующим законодательством управляющая организация в любом случае несет ответственность за качество жилищных и коммунальных услуг перед собственником, даже если это не прописано в договоре. Множество надзорных инстанций всегда могут побудить управляющую организацию выполнить те работы, которые необходимы, даже если в утвержденном перечне работ их нет.

При выборе собственниками помещений способа непосредственного управления не может быть реализовано предусмотренное жилищным законодательством полномочие органа местного самоуправления по проверке деятельности управляющей организации, так как она является лишь выполняющим работы подрядным предприятием, и в ее обязанности не входят ни защита прав собственников, ни решение других организационных вопросов. При непосредственном управлении побудить подрядчика выполнить какие-то работы собственник может только через суд. То есть отношения с УК в данном случае будут регулироваться не жилищным, а Гражданским кодексом РФ. Все штрафы за нарушение пожарной безопасности, аварии и вывоз мусора будут накладываться не на УК, ТСЖ, а на собственников.

Кроме того, при непосредственном управлении жильцы не могут обращаться в органы местного самоуправления по вопросу проверки выполнения договора на содержание жилья в соответствии с частью 1.1 статьи 165 Жилищного Кодекса РФ. УК снимают с себя обязательства по погашению возникающей задолженности многоквартирного дома, по контролю за качеством предоставляемых коммунальных услуг. Взаимоотношения между потребителем и управляющей организацией будут регулироваться только договором.

Известно, что управляющая организация обязана выполнять работы, к примеру, по подготовке дома к отопительному периоду даже в случае, если далеко не все собственники оплачивают содержание и ремонт жилья.
В случае с непосредственным управлением подрядная организация выполняет работы ровно на такую сумму, какую она соберет с жильцов, и ровно на те виды работ, которые оговорены в договоре.

Также открытым остается вопрос поставки коммунального ресурса. При других формах управления потребитель отвечает только за коммуникации в квартире. При непосредственном управлении в многоквартирном доме возникают многочисленные риски. Сложив с себя статус управляющей организации и став «подрядчиком по обслуживанию МКД», обслуживающая организация уже не будет нести прежних обязательств перед жителями за состояние общего имущества – подъездов, подвалов, чердаков, крыш, внутридомовых сетей и оборудования. Она будет только выполнять конкретные заявки жителей. А все остальные заботы и убытки останутся на жителях. Такая система работы (по устранению аварий, но без существенных капитальных и текущих ремонтов), очевидно, приведет к катастрофическому ухудшению и без того во многом неудовлетворительного состояния многоквартирного дома. Качество коммунальных услуг неизбежно ухудшится.

В качестве плюса непосредственного управления называют прозрачность платежей между жильцами и ресурсоснабжающими организациями. Вместе с тем, в настоящее время успешно реализуется практика прямых платежей, которая не подразумевает изменения формы управления многоквартирным домом. В этом случае платежи жителей идут напрямую в ресурсоснабжающую организацию, минуя счета УК. Принять решение о переходе на прямые платежи могут жильцы на общем собрании собственников.

Непосредственное управление перекладывает ответственность за все коммунальные проблемы с УК на жильцов дома. Обслуживающие организации уходят из-под муниципального, лицензионного контроля.
При непосредственном управлении всю ответственность за своевременное исполнение многочисленных законов, правил, постановлений несут сами собственники. Собственникам придется самостоятельно выполнять нормы, закрепленные в законодательных актах, содержать свой дом в надлежащем состоянии, проводить мероприятия по энергосбережению, вести техническую документацию и т.д. Для принятия решений о выполнении работ и их оплаты необходимо будет проводить общие собрания собственников.

В настоящее время многие специалисты в сфере ЖКХ считают непосредственный способ управления в многоквартирном доме неэффективным, поднимается вопрос о необходимости исключить из нормы закона этот способ управления дома. Многоквартирный дом постоянно требует внимания, заботы, труда. Надо постоянно работать – обслуживать, ремонтировать, убирать, предотвращать и устранять. Непосредственное управление и кажущаяся «экономия на квартплате» в день возникновения серьезной аварии может обернуться реальным ЧП.

Поэтому, при выборе способа управления многоквартирным домом необходимо внимательно читать законодательство, Жилищный кодекс РФ, взвесить все «за» и «против», и главное – делать выбор самостоятельно, хорошо понимая последствия своего решения, поскольку для эффективного управления многоквартирным домом, необходимо быть настоящими хозяевами своего дома, как этого требует Жилищный кодекс РФ.