Когда дети начинают переворачиваться

Когда ребенок начинает переворачиваться

Прежде чем удастся делать осознанные и умелые перевороты, ребенок совершит много попыток – успешных и не очень. Мы расскажем вам о том, как дети учатся переворачиваться, на что стоит обратить внимание и как в домашних условиях помочь малышу.

Постепенно детский позвоночник крепнет, грудничку становится очень любопытно, что происходит вокруг. Однажды он пробует повернуться набок, лежа на спине – не совсем получается, поэтому мама может услышать сосредоточенное кряхтение или недовольный плач. В этот момент можно чуть-чуть помочь младенцу, согнуть ему руки и аккуратно перевернуть, чтобы малыш не оказался в положении «лицом в матрас». Если ребенок пытается перевернуться с живота на спину – помогите ему подставить руку и опереться о нее, покажите, как можно завершить маневр и оказаться на спине. Потихоньку кроха научится лучше владеть своим телом и группироваться при перевороте. Руками очень удобно опираться на матрас или одеяло, где ты лежишь на животе, и смотреть по сторонам.

От развития мышц зависит, во сколько ребенок начинает переворачиваться. В период, когда кроха еще находится в животе мамы, ему совсем не нужно напрягаться для подобных движений, но как только он появляется на свет, начинается подготовка. Например, когда мышцы живота напрямую помогают процессу пищеварения, когда малыш кричит, сжимаясь и напрягая свой пресс или пытается повернуться. Кстати, некоторые дети способны с самых первых дней поворачиваться, лежа на матрасе, поэтому ребенка ни в коем случае нельзя оставлять одного на пеленальном столике. Если вы хотите оставить ребенка спать на кровати, можно озаботиться созданием вокруг него «кокона» из подушек. Сейчас бренды детских товаров выпускают специальные коконы и позиционеры для безопасного сна.

Во сколько месяцев ребенок начинает переворачиваться на живот или спину? Обычно дети начинают уверенно это делать после 3 месяцев, некоторые предварительно учатся поворачиваться набок. Если малышу уже вот-вот исполнится полгода, а у него не получается ни повернуться, ни перевернуться – лучше посетить врача и договориться о курсе массажа.

Как дети начинают переворачиваться на живот

Первые попытки малышей обычно выглядят так: лежа на спине, они начинают перекидывать одну согнутую ногу на противоположную сторону. Другая нога при этом выпрямлена. Часто нужно помогать себе руками, перекидывая и руку тоже, если плечи уже достаточно сильны. Предварительно ребенок должен научиться держать голову. Обычно в 2-3 месяца центр тяжести находится ближе к голове, и малышу при перевороте придется повернуть и удерживать голову, вытянув шею.

Как ребенок начинает переворачиваться на спину

Чтобы поменять положение, грудничку придется повернуть сначала грудную клетку и переложить голову. Поскольку центр тяжести находится выше пояса, ноги практически без усилий перевернутся следом. Если ребенку сложно дается поворот груди, можно помочь следующим образом. Малыш лежит на животе, взрослый находится сбоку от него. Одну руку заводим под грудь, второй рукой осторожно тянем руку на себя. Выпрямлять детскую ручку не нужно. Покажите малышу, как запрокидывать и правую, и левую руку. Следите, чтобы он не запрокидывал голову.

Упражнения, которые научат ребенка переворачиваться

Приступать к занятиям можно с двух-трех месяцев, когда малыш в хорошем настроении и поел не меньше часа назад. Обычно к этому времени дети уже хорошо держат голову. Можно заниматься в домашних условиях, если нет противопоказаний. Постепенно кроха будет самостоятельно использовать новые навыки. Необходимо положить младенца на живот, согнутые в локтях руки расположить на уровне для тренировки чувства опоры на руки.

• Малыш лежит на спине. Скрещиваем ручки на грудной клетке ребенка, потом разводим их. Повторяем 4-8 раз.

• Перекладываем согнутую правую ногу крохи через левую и наоборот. Повторяем 4-8 раз.

• Помогаем сгибать и разгибать ножки, когда малыш лежит на спине. Ребенок упирается ногами в ладони взрослого. Разводим согнутые ножки в стороны.

• Переворачиваем младенца на живот. Помогаем ребенку опереться на руки, подставляем ладони к его стопам, сгибаем ноги и разводим их в стороны.

• Вкладываем в руки малышу разнообразные игрушки – мягкие резиновые мячи и погремушки, твердые пластмассовые или деревянные кубики, развиваем тактильный и зрительный интерес. Это тоже очень важный стимул, чтобы начать переворачиваться, а потом – садиться и ходить.

• Занятия с мячом-фитболом помогают укрепить вестибулярный аппарат младенца, а также мышцы живота и спины. Можно начать с выкладывания спинкой или животом на мяч и мягкого покачивания. Придерживайте ножки и корпус ребенка. Для занятий с 2-3 месяцев можно взять гладкий мяч 55-75 см в диаметре, он пригодится и позже. Не присаживайте младенца на мяч, так как его позвоночник еще недостаточно окреп.

• Отталкивание фитбола. Положите малыша на спину на одеяло или спортивный коврик. Прислоните мяч к ножкам и немного надавите им на стопы ребенка. Он будет отталкивать мяч, тем самым тренируя мышцы спины и ног.

• Укрепляем мышцы живота. Кладем кроху на спинку, большим пальцем выводим круги вокруг пупка. Сначала совсем маленькие, потом все больше по диаметру. Когда достигаем ребер, снова уменьшаем до маленького круга.

• Продолжаем работать с животом. Делаем дугообразные движения от пупка к ребрам, к бокам, к паху.

• Всей ладонью, не нажимая, делаем сначала круговые движения на животе, а затем двигаем ладонью полукругом вправо-влево.

• Укрепляем спину. Поглаживаем спину малышу от позвоночника к бокам одновременно с двух сторон. Повторяем 10-15 раз. Позвоночник не трогаем.

• Работаем с боковыми мышцами. Грудничок лежит на животе, вытягиваем руки вперед, голова на боку. Поглаживаем бока сверху вниз от подмышек до бедер.

• Упражнение из классического массажа (рельсы-шпалы). Сначала проводим ребром ладони вдоль спины несколько раз, потом двигаемся от позвоночника в стороны.

Можно также добавить общеукрепляющий массаж. В возрасте 3 месяцев достаточно мягко растирать, разминать, похлопывать, пощипывать ноги, руки, спину и животик. С конечностями лучше работать от пальцев к корпусу.

Обратите внимание, что массаж и упражнения нужно делать теплыми руками. При массаже обязательно использовать детское массажное масло или детский крем.

Что делать, если ребенок не переворачивается

Если знакомые дети уже начинают переворачиваться, а ваш кроха еще нет, не торопитесь бить тревогу. Но если помимо отсутствия переворотов ребенок апатичный и вялый, не реагирует на яркие игрушки или громкие звуки, беспричинно плачет и кричит, много и часто срыгивает, не улыбается и не гулит к трем месяцам – это повод обратиться к неврологу и ортопеду.

Гипертонус может быть причиной позднего переворачивания. В этом случае можно помочь ребенку массажем, занятиями со сгибанием/разгибанием ручек и ножек, также хорошо делать упражнения в бассейне или ванне.

Ваш младенец может быть немного крупнее остальных, и ему нужно помочь совладать с весом собственного тела. Для этого нужно делать упражнения и ждать, пока кроха станет достаточно крепким и сильным, чтобы повернуться самостоятельно.

Также ребенок при нормальном развитии нервной системы может начинать переворачиваться позже из-за того, что он не очень активен и любопытен. Некоторые малыши с рождения обладают флегматичным темпераментом и не очень торопятся знакомиться с окружающим миром. Это тоже нормально: дети, как и взрослые, могут достаточно сильно отличаться друг от друга. Что вы можете сделать – так это развивать у младенца тактильный и зрительный интерес, только важно внимательно следить, чтобы малыш не перевозбуждался и не переутомлялся.

Бывает, когда ребенок начинает переворачиваться только в одну сторону. Если исключить неудобство и неврологические заболевания, скорее всего, дело в неравномерном развитии мышечного корсета. В этом случае после консультации у детского невролога нужно обратиться к специалисту по грудничковому массажу.

В целом советы родителям сводятся к тому, что нужно купать ребенка, делать с ним упражнения и зарядку, не перекармливать и соблюдать режим отдыха и сна. Тогда у малыша хватит энергии, сил и любознательности для того, чтобы развиваться и изучать мир и приступать к новым открытиям.

Что делать, когда ребенок научился переворачиваться

Обустройте ему безопасное пространство. Не оставляйте грудничка в одиночестве, поскольку теперь риск травмы от падения будет больше, пока малыш не научится садиться и ходить. Под вашим наблюдением он может рассматривать игрушки в манеже, пока вы занимаетесь домашними делами или отдыхаете. Некоторые дети очень чуткие и легко просыпаются, поэтому начинают хуже спать, сон становится беспокойным и тревожным. Во сне маленький ребенок иногда начинает переворачиваться и может проснуться от собственного движения. Поэтому можно фиксировать его подушками и одеялами, подложенными по бокам, или использовать позиционеры для сна.

Иногда случается такое, что младенец на время как будто забывает, что научился переворачиваться. Это нормально: скорее всего, ребенок переутомился или перевозбудился, и ему необходимо какое-то время, чтобы успокоиться и отдохнуть.

Когда ребенок начинает переворачиваться и что об этом нужно знать родителям

Переворот со спины на живот и обратно только кажется простым. На самом деле это навык, требующий длительной тренировки.

Читайте также  Приступ желчного пузыря первая помощь

Не торопите события, не форсируйте перевороты. Когда малыш будет к этому готов – он обязательно перевернется и в полной мере освоит новое движение. В статье рассказали, когда это происходит, на что нужно обратить внимание и как можно помочь ребенку.

Когда ребенок начинает переворачиваться

Многие родители задаются вопросом, во сколько месяцев ребенок начинает переворачиваться. Педиатры говорят: впервые это случается в возрасте 4-5 месяцев. Сначала – со спины на живот: этот навык ему освоить проще. Это происходит не в один момент. Сначала малыш пытается закинуть ногу вперед, затем – перевернуться на бок. Ему нужно повторять это снова и снова, много раз за день, пока однажды не получится перевернуться на животик.

Первый опыт переворота может быть пугающим для ребенка. Мир вдруг опрокидывается, предметы оказываются не там, где были. Иногда дети пугаются и даже плачут. Это нормально, и когда первый испуг пройдет, ребенок начнет пробовать перевороты снова. Если малыш заплакал, успокойте его, возьмите на руки. Дайте ему понять – все хорошо, мама спокойна и она рядом.

Спустя 2-4 недели малыш осваивает следующий навык – переворот с живота на спинку. Это тоже случается постепенно. Сначала ребенок из позиции на животе заваливается на бок, затем – на спину. В каком возрасте это происходит, однозначно сказать сложно. Как правило, с живота на спину дети учатся переворачиваться в 6-7 месяцев.

Что нужно, чтобы ребенок перевернулся

Пытаясь выяснить, во сколько месяцев ребенок начинает переворачиваться, учитывайте один момент: это происходит только тогда, когда малыш будет готов.

Его костно-мышечная система должна дозреть до того момента, когда такой навык можно будет освоить без вреда для здоровья. Развитие происходит постепенно.

Сначала формируются мышцы шеи, грудной клетки, спины – и ребенок учится держать голову, приподниматься на локтях из положения на животе. Чтобы перевернуться на живот или спину, малышу нужны сильные руки и ноги. Поэтому не ждите этого ранее трех месяцев: в таком возрасте дети еще физически не способны выполнить такое упражнение.

Темпы развития ребенка во многом зависят от его внутриутробной жизни и течения родов. Если эти периоды протекали с осложнениями, не исключена задержка физического развития. Поэтому важно помнить, в каком возрасте малыш научился держать голову вертикально и приподниматься на локтях. Если это случилось позже, чем у большинства детей, то и перевороты ребенок освоит не так быстро.

Ребенок начал переворачиваться: будьте бдительны!

С освоением нового навыка жизнь родителей больше не будет спокойной. Когда ребенок начинает переворачиваться на спину или живот, он может делать это в любой момент – и на любых поверхностях. У малыша нет еще чувства страха. Поэтому задача родителей – обеспечить ребенку безопасное пространство, где он будет переворачиваться, а также – учиться сидеть, ползать и ходить. Это может быть манеж и кроватка, главное – чтобы ребенок не мог выбраться из нее самостоятельно. Можно постелить теплый плед на полу и позволить малышу переворачиваться на нем – там, где он точно не упадет.

Никогда не оставляйте ребенка старше трех месяцев без присмотра на диване, пеленаторе и в других подобных местах! Даже во сне малыш может перевернуться и упасть с большой высоты.

А если не получается?

На самом деле ребенок вовсе не обязан непременно научиться переворачиваться к определенному возрасту. Все дети разные. Одним малышам нравится менять свое положение с живота на спинку и обратно, другим такие упражнения не по душе. Если к 6-7 месяцам ребенок не переворачивается, но осваивает другие навыки (учится сидеть, ползать) и активно изучает мир – не переживайте, все в порядке.

И все же не помешает обсудить этот момент с педиатром при очередном осмотре, особенно если:

  • В 7 месяцев ребенок не начал переворачиваться, сидеть, ползать, не приподнимается на руках из положения на животе или делает это неуверенно.
  • У ребенка ранее были эпизоды задержки физического развития: он поздно стал держать голову и др.
  • Есть другие симптомы, которые вас беспокоят – например, частый плач, беспокойный сон.

Если малыш здоров, вы можете просто подождать – рано или поздно он научится переворачиваться. Но можно и помочь младенцу на этом этапе его развития. Вот что нужно делать:

Чаще выкладывайте ребенка на животик – так у него будет стимул перевернуться на спину.

Положите рядом яркую игрушку – но так, чтобы малыш не мог до нее дотянуться. Он попытается перевернуться, чтобы ее достать – а возможно, даже начнет учиться ползать.

Тренируйте мышцы – делайте массаж и специальные упражнения. Обязательно обсудите это с педиатром – врач покажет, как правильно это делать или порекомендует соответствующего специалиста.

Дайте ребенку пространство для маневров. Не увлекайтесь шезлонгами и детскими качелями. Малышу удобно, а родителям – спокойно, но в таком положении не развиваются мышцы, а значит – новые навыки будут осваиваться не так быстро.

Теперь вы знаете, во сколько ребенок начинает переворачиваться, как помочь ему и как сделать этот процесс безопасным. Совсем скоро малыш начнет самостоятельно вставать и ходить – и вас ждет новый удивительный этап развития.

Зачем часто водить ребенка к врачу?

Родители часто возмущаются, когда педиатр выдает очередную стопку направлений на осмотры и анализы. Они могут показаться лишней тратой времени, сил и денег. Рассказываем, почему на самом деле это важно.

Почему нужны регулярные осмотры

Даже если ребенок здоров на вид и нормально развивается, у него могут быть скрытые заболевания. Профилактические осмотры направлены на их обнаружение на ранней стадии и определяются приказом Минздрава РФ.

Важно обнаружить патологический процесс как можно раньше, так лечение будет менее травматичным, а прогноз на выздоровление лучше. Например, травматолог-ортопед часто осматривает каждого ребенка на первом году жизни, чтобы не пропустить дисплазию тазобедренного сустава. Это серьезная патология, которую сложно заметить у малыша без осмотра специалиста и УЗИ. Но если в первые месяцы жизни она лечится ограничением подвижности с помощью гипсования или шины, то в более старшем возрасте может потребоваться серьезная операция и длительное восстановление.

Первый год жизни

Первые осмотры начинаются в роддоме. Ребенку делают необходимые исследования сразу после рождения, чтобы убедиться, что он в порядке. Затем берут кровь на пять распространенных генетических заболеваний: фенилкетонурия, галактоземия, врожденный гипотиреоз, муковисцидоз и адреногенитальный синдром. Их важно обнаружить как можно раньше, чтобы сохранить здоровье малышу.

«На первом месяце жизни малыш осматривается педиатром каждую неделю, рассказывает педиатр GMS Clinic Дарья Захарова , — это называется патронаж. Он помогает оценивать, как ребенок приспосабливается к новым внеутробным условиям и не пропустить проявления врожденного заболевания. Кроме того, в это время родители получают рекомендации по уходу и по кормлению , которые дают возможность почувствовать поддержку и уверенность».

Следующий большой осмотр проводится в месяц.

Ортопед выявляет дисплазию тазобедренных суставов, врожденный вывих бедра, кривошею и косолапость. Их нужно обнаружить до того как ребенок начнет ползать и ходить, чтобы вовремя скорректировать.

Невролог смотрит, как ребенок реагирует на свет и звук, измеряет родничок и проверяет рефлексы — они должны соответствовать определенному периоду жизни, и оценивает развитие ребенка по возрасту.

Офтальмолог проверяет реакцию зрачков на свет и фиксацию взгляда с помощью яркого предмета, исключает врожденные пороки развития зрения: катаракту, глаукому и других.

Детский хирург смотрит на правильное развитие конечностей и строение половых органов, проверяет состояние пупочного кольца и нет ли грыжи или аномалий развития.

УЗИ сердца, живота, тазобедренных суставов и нейросонография проводятся, чтобы исключить пороки развития внутренних органов. ЭКГ делается, чтобы оценить работу сердца для исключения жизнеугрожающих аритмий или других патологий. Если исследования и осмотры показывают, что все в порядке, то дальше малыша до года осматривает только педиатр.

«Он оценивает прибавку веса и роста малыша, — говорит Захарова, — помогает наладить грудное вскармливание или подобрать смесь, а также подсказывает когда и как правильно вводить прикорм ».

Кроме этого педиатр следит за темпами психомоторного развития малыша, которые индивидуальны, но нуждаются в регулярной оценки в установленные сроки.

«Например, если ребенок в 4,5 месяца не переворачивается со спины на живот, —подсказывает Дарья Захарова, — это требует простого наблюдения, а в 6 месяцев такая ситуация уже вызывает беспокойство. Кроме этого педиатр составляет план вакцинации для ребенка. Если он здоров, сдавать общий анализ крови и мочи перед каждой прививкой не нужно, обычно достаточно осмотра врача».

Год

В этом возрасте педиатр оценивает физическое и психическое развитие ребенка и на этом основании направляет на необходимые осмотры специалистов и анализов.

«В год обязательно выполняется общий анализ крови, — объясняет педиатр клиники „Фэнтези“ Рузанна Аванесян , — когда максимальна частота анемии, особенно если ребенок до этого не принимал железо профилактически и ест мало мяса в прикорме. Для детей на грудном вскармливании это важнее, смеси обогащены железом, а в грудном молоке его не хватает. Для умственного развития ребенка важно достаточное количество железа и гемоглобина».

Читайте также  Что значит когда во сне выпадают зубы

Кроме общего анализа крови, нужно сдать общий анализ мочи, чтобы не пропустить скрыто протекающие мочевые инфекции. Они могут не проявляться внешне, а ребенок еще не может объяснить, если ему дискомфортно. Также важно пройти осмотр у других специалистов.

Травматолог-ортопед определяет готовность к ходьбе и развитие мускулатуры. Еще раз осматривает, чтобы не пропустить дисплазию тазобедренного сустава. А также смотрит правильность постановки стопы и рассказывает, какая нужна обувь для начала ходьбы .

Невролог оценивает психомоторное развитие ребенка. Для этого он осматривает родничок, измеряет окружность головы, проверяет рефлексы малыша, обращает внимание на то, как ребенок стоит и сидит, как реагирует на чужих людей. Также врач оценивает развитие речи, хотя бы со слов родителей.

Офтальмолог смотрит глазное дно, определяет запас зрения, может дать первые рекомендации и прогнозы по развитию близорукости или других заболеваний глаз.

Хирург осматривает живот малыша, чтобы исключить возможную грыжу. У мальчиков на правильное расположение яичек, они должны уже опуститься в мошонку. Если этого не произошло, может потребоваться оперативное лечение.

Все нормы у детей достаточно условны, не надо бояться, если ребенок не всегда соответствует показателям в таблице. Врачи оценивают развитие ребенка в целом, а не по отдельным показателям.

«В год ребенок может еще не ходить, — объясняет Рузанна Аванесян, — при прочих нормальных показателях, может пойти в полтора года. В норме он умеет ползать, самостоятельно садиться и сидеть, а также вставать и передвигаться у опоры. Считается, что в год ребенок должен говорить 5–10 слов, но в норме он может еще не говорить совсем или говорить только „мама“, „папа“, „дай“, „на ».

По словам Аванесян, в год ребенок должен понимать обращенную речь и выполнять простые просьбы: подойди, дай, положи. Также важен хороший глазной контакт, при общении ребенок должен смотреть в глаза. Важный признак адекватного психического развития — ребенок прослеживает ваш взгляд, когда что-то показывает сам или когда что-то показывают взрослые.

«Также важным признаком, который должен быть развит в год — отмечает Рузанна Аванесян, — у ребенка будет боязнь чужих. В этом возрасте малыш, как правило, не подпускает их к себе. Бывают открытые миру дети, но большинство чужого взрослого начинают разглядывать настороженно».

Три года

В этом возрасте ребенок обычно идет в детский сад и для этого тоже проходит профилактический осмотр. Это нужно для определения группы детского сада, например, для возможного направления в логопедическую группу. Дети часто начинают болеть в детском саду из-за увеличения вирусной нагрузки и стрессов, поэтому важно подготовиться к этому периоду .

Проводится осмотр невролога и оториноларинголога, также обязательны общий анализ крови и мочи .

«К 3 годам ребенок совершает скачок в развитии, — рассказывает Дарья Захарова, — темпы этого развития очень индивидуальны, но должна быть явная динамика. На первый план выходят речевые навыки, ребенок уже может изъясняться предложениями».

По словам Захаровой, физически развитый ребенок в этом возрасте уверенно бегает, прыгает, забирается по вертикальной лестнице, может кататься на трёхколесном велосипеде. Умеет самостоятельно раздеваться и одеваться с небольшой помощью взрослых.

«Развивается мелкая моторика, — продолжает Дарья Захарова, — ребенок держит карандаш тремя пальцами, может рисовать прямые линии, круг. Умеет собирать простые конструкторы, строит башенки. Начинает называть себя в первом лице, проявляет большую самостоятельность, вовлекается в групповые игры с другими детьми, дольше может оставаться без родителей, и это не вызывает у него такого острого беспокойства, как раньше».

Темпы развития у детей разные и зависят от множества факторов: наследственности, окружающей среды и скорости созревания мозга. Поэтому не стоит беспокоиться, если ребенок не укладывается в нормы, но при этом развивается в своем темпе. Но если в три года ребенок не говорит совсем или физически заметно отстает от сверстников, стоит обратиться к педиатру и неврологу за консультацией.

Перед школой

В шесть–семь лет у ребенка начинается период первого вытяжения, когда ребенок быстро растет. Это повышает нагрузку на опорно-двигательную систему, поэтому нужно подготовить место для будущего первоклассника так, чтобы не портить осанку и уменьшить риск развития близорукости.

В этом возрасте ребенку предстоит осмотр множества специалистов: хирурга, оториноларинголога, офтальмолога, психиатра, невролога, а также гинеколога или уролога . Каждый врач делает заключение о готовности ребенка к школе и может дать рекомендации о том, как подготовить его к повышенным нагрузкам.

Важно пройти УЗИ органов брюшной полости, сердца и почек, а также записать ЭКГ и сдать анализы крови и мочи. Педиатр оценивает готовность ребенка к школе, в том числе определяет группу здоровья для занятий физкультурой.

«Перед школой нужно проверить зрение, — говорит Рузанна Аванесян, — это особенно актуально, ребенку предстоит большая зрительная нагрузка. Желательно сделать УЗИ сердца и щитовидной железы, чтобы посмотреть нет ли пролапса, каких-то других приобретенных пороков. Кроме этого девочкам важно сделать УЗИ малого таза, а мальчикам — мошонки».

Подростковый возраст

К этому возрасту детей уже редко регулярно водят к педиатру, а тем более к другим специалистам. Хотя подростку особенно важно полноценное медицинское наблюдение. С 15 лет ребенок может посещать врача без сопровождения взрослых.

« В этот период важна консультация педиатра, который оценивает общее состояние здоровья, — рассказывает Дарья Захарова, — и назначает необходимые в каждом конкретном случае анализы. Иногда достаточно обойтись общим анализом крови и мочи, а иногда требуется оценить гормональный профиль, например, при подозрении на проблемы с щитовидной железой. Также педиатр поможет выявить, в каких случаях нужна ультразвуковая диагностика или другие дополнительные исследования».

У подростков часто бывает дефицит витаминов . Связано это с увеличенной потребностью из-за бурного роста и с плохим питанием детей, которые в этом возрасте часто игнорируют рекомендации взрослых.

«Всем подросткам рекомендованы консультации офтальмолога, стоматолога, а также подросткового психолога, — напоминает Дарья Захарова, — этот возраст связан с гормональным и эмоциональным взрослением, внутренними кризисами и важно оказать грамотную помощь и поддержку. Для девочек в этот период важна консультация гинеколога, для мальчиков— уролога».

В любом возрасте

Регулярные осмотры и исследования помогают обнаружить большинство заболеваний или состояний, требующих лечения и коррекции. Но есть ситуации, когда нужно обратиться к врачу внепланово:

– постоянная жажда, частые мочеиспускания, потеря веса, слабость и головокружения. Могут быть признаками сахарного диабета или другого эндокринологического заболевания.

– частые переломы, разрывы связок и вывихи.

– синева носогубного треугольника или ногтей при любой физической нагрузке, медленный рост и малые прибавки в весе — это может быть признаком пропущенного врожденного порока сердца или аритмии.

– частый и длительный кашель, не связанный с инфекциями.

«Если ребенок без видимой причины становится вялым, апатичным, начинает терять вес, — предупреждает Рузанна Аванесян, — нужно обследование, чтобы исключить какие-то редкие, но серьезные заболевания. Если вы видите, что ребенок начал часто болеть, плохо сопротивляется инфекциям, у него выпадают волосы, кожа стала сухой — это может быть дефицит железа или другие причины».

Даже если ребенка ничего не беспокоит, нужно ежегодно посещать стоматолога . Врач может обнаружить скрытый кариес или патологию прикуса , которыми лучше заняться до того как проблема проявится в полной степени. Кроме этого ежегодно нужно делать пробу Манту, а после 15 лет флюорограмму для профилактики туберкулеза, также нужно соблюдать национальный календарь прививок . После 18 лет тоже нужно будет следить за здоровьем, как это правильно делать взрослым, рассказываем в отдельной статье .

Оценка двигательного развития ребенка до 1 года

В 50-70 годы чешский доктор Вацлав Войта, который занимался лечением новорожденных, заметил, что у детей есть инстинктивные, или рефлекторные движения. Их наличие или отсутствие позволяет сделать выводы о том, насколько развитие двигательной активности малыша соответствует его возрасту. Эти рефлекторные движения являются результатом возникновения импульсов в центральной нервной системе.

Доктор Вацлав Войта за работой.

Каждому месяцу на первом году жизни ребенка соответствуют определенные навыки:

В положении лежа на спине малыш сжимает кулачки, сгибает ручки в локтях, бедра также согнуты под углом 90 градусов. При повороте головы положение рук изменяется. В положении на животе руки максимально согнуты в локтевых суставах и прижаты к туловищу, ноги поджаты под себя. Тазобедренные суставы не лежат на поверхности опоры. Если они распластаны (поза лягушки), возможно, имеет место мышечная гипотония. Малыш пока не фиксирует взгляд. Это происходит лишь к концу первого месяца.

В положении на животе малыш опирается на предплечья. Может кратковременно поднимать и удерживать голову. В положении на спине постепенно уменьшается угол сгибания конечностей. Происходит контакт «рука-рука». Малыш охотно подтягивает и сгибает ноги. Ребенок чувствует центральную ось своего тела. В положении лежа на спине голова и туловище располагаются по продольной оси. Руки раскинуты в стороны, ладони смотрят вперед.

Читайте также  Расшифровка анализа крови на гормоны

Контакт «рука — рука — рот».

В положении лежа на животе тело располагается симметрично. Малыш опирается на локти, уверенно удерживает голову. В положении лежа на спине сгибает ноги под углом 90 градусов во всех суставах. Тазобедренные суставы ложатся на опору. Ось голова-позвоночник-таз прямая. Малыш тянет обе руки в рот. Не нужно сразу вынимать их, это необходимый этап двигательного развития. Нецеленаправленно захватывает предмет. Исследует свое тело руками до пояса.

В положении лежа на спине происходит контакт «стопа-стопа». Малыш может поворачиваться на бок и обратно. Опирается пятками на поверхность, поднимает в этом положении таз и двигает им из стороны в сторону. В положении лежа на животе может опираться на один локоть, выводя при этому другую руку вперед. Демонстрирует «обезьяний» захват –удерживает предмет четвертым и пятым пальцами кисти.

Ребенок делает попытки переворота со спины на живот. Может тянуться рукой за предметом через центр тела (к противоположной стороне). В положении лежа на спине происходит контакт «рука-бедро». Тянет руки в рот и сосет их. Обследует свое тело руками до колен. Перекладывает игрушку из одной руки в другую. Захват осуществляется 2-5 пальцами кисти. В положении лежа на животе половину времени проводит в позе «самолетик», а вторую половину – с опорой на руки.

В положении лежа на животе симметрично опирается на выпрямленные руки и голени. Стоя на четвереньках, малыш может поднять одну руку параллельно полу. Уверенно захватывает игрушку. Может демонстрировать координацию при перевороте со спины на живот (обычно единичный случай). Происходит контакт «рука-стопа-рот». До 6 месяцев ребенок не должен скрещивать ножки, это признак неврологической патологии.

Контакт «рука — стопа».

Сидение в позе «русалка» с опорой на одну руку. Принимает положение стоя на четвереньках, раскачивается при этом. В положении лежа легко заводит ногу или руку на противоположную сторону. Осуществляется координированный поворот на бок (не спонтанный) и на живот. Ребенок также умеет переворачиваться с живота на спину. Удерживает предметы в обеих руках одновременно.

Малыш лежит на животе, опираясь на вытянутые руки.

Малыш начинает ползать по-пластунски, ноги пассивны. Осуществляет переворот с живота на спину через уверенное положение на боку. Хватает игрушки, расположенные сверху. Сидит и даже может вставать у опоры. Очень важен момент пинцетного захвата – ребенок впервые удерживает или пробует взять предмет подушечками большого и указательного пальцев. Пальцы при этом прямые.

Ребенок уверенно ползает на четвереньках. От пинцетного захвата малыш переходит к щипковому – указательный и большой пальцы сгибаются, скругляются в момент удерживания предмета.

Ребенок совершенствует свои навыки ползания на четвереньках.

Малыш делает первые шаги. Ходьба у опоры осуществляется в основном боком приставным шагом, а также корпусом вперед (также у опоры). Может находиться в положении стоя, опираясь на опору только одной рукой, поворачивает корпус.

Самостоятельное стояние и самостоятельная ходьба.

Сдвиги в сроках на 6 недель в ту или иную сторону также являются вариантом нормы. Грубое нарушение сроков может стать поводом для внепланового визита к педиатру или детскому неврологу. Очень важно отслеживать двигательную активность ребенка на первом году жизни. Это позволяет очень рано выявить имеющуюся патологию или предпосылки к ее возникновению. В столь раннем возрасте очень многие нарушения легко поддаются коррекции и от них не остается и следа.

Тазовое предлежание – как повернуть малыша

Не стоит беспокоиться и переживать, если ребенок до 36 недель находится «попкой вперед»: это совершенно нормальное явление и у крохи еще есть время для того, чтобы перевернуться. Кстати, случается, что малыш поворачивается вниз головой и непосредственно перед родами, и даже в самих родах

Попробуйте уговорить кроху повернуться в нужное положение. Расскажите все подробно: почему ему стоит повернуться, что это даст и маме, и ребенку в родах. Разговаривать можно вслух, а можно и про себя, главное – говорите с малышом об этом постоянно

В воде тело мамы расслабляется, а значит, и расслабляются мышцы матки, ее объем несколько увеличивается и в результате у ребенка появляется чуть больше пространства «для маневров».

Поговорите с ним

Между ребенком и мамой всегда есть связь. И мама – это первый человек которому малыш верит и которого слушается. Поэтому попробуйте уговорить кроху повернуться в нужное положение. Расскажите все подробно: почему ему стоит повернуться, что это даст и маме, и ребенку в родах. Разговаривать можно вслух, а можно и про себя, главное – говорите с малышом об этом постоянно. Будьте ласковы и в то же время настойчивы. Обязательно подключите к разговору будущего папу, мужчин дети слушаются еще больше. Когда будете уговаривать малыша, дополнительно поглаживайте живот, как бы указывая ребенку, как ему повернуться. Отличный вариант: папа разговаривает и гладит живот вместе с вами.

Представьте себе

Визуализация – способ, при котором человек представляет себе нужную ему картинку. Вот и будущей маме надо всего лишь вообразить малыша в правильном положении. Не знаете, как это выглядит или просто не можете себе представить ребенка в животе, – находите красивое фото из журнала, книги, Интернета. Какая-то анатомическая точность здесь не важна, хватит просто приятной и понятной картинки: малыш лежит внутри маминого живота вниз головой. Смотрите на иллюстрацию почаще и представляете, что внутри вас малыш тоже находится в правильном положении. Но надо не только смотреть на чужое фото, а представлять именно себя и своего ребенка.

Приманите его

Еще один способ – приманите малыша. Дети, особенно маленькие, очень любопытны, поэтому заставьте повернуться кроху, показав ему что-то интересное. Но ведь малыш пока еще находится в животе, разве он может что-то увидеть? Точно мы не знаем, как ребенок реагирует на мир вне живота мамы, но считается, что он, например, может слышать звуки. Расположите наушники с приятной музыкой внизу живота, это тоже может побудить ребенка повернуться по направлению к звуку. Музыка должна быть спокойной, мелодичной и не громкой, чтобы малыш не испугался.

А еще можно включить фонарик и прислонить его к животу мамы в том месте, где находится голова ребенка, и затем, разговаривая, медленно проводить фонариком в сторону и вниз, увлекая кроху за собой.

Плавайте и расслабляйтесь

Плавание тоже помогает малышу занять головное предлежание. В воде тело мамы расслабляется, а значит, расслабляются и мышцы матки, ее объем несколько увеличивается и в результате у ребенка появляется чуть больше пространства «для маневров». Но плавание должно быть приятным для мамы, если женщина боится воды или она недостаточно теплая, то никакого расслабления не будет. Поэтому плавать надо хотеть, плюс вода должна быть комфортной температуры.

Делайте упражнения

Есть очень простые упражнения, которые помогут малышу разместиться правильно. Но сначала посоветуйтесь с врачом, можно ли вам делать такую гимнастику. Гимнастику для поворота малыша в головное предлежание не проводят, если есть гестоз, угроза прерывания беременности, рубец на матке после предыдущего кесарева сечения, предлежание плаценты.

Повороты. Лежа на кушетке, поворачивайтесь с боку на бок 3–4 раза через 10 минут. Выполняйте 3 раза в день. Поворот обычно происходит в течение первой недели.

Сила притяжения. Лягте на спину, подложив под поясницу большую подушку, а под голову – маленькую. Согните колени, поставив ступни на пол. Полежите так в течение 10 минут.

Коленно-локтевое положение. Встаньте на колени и локти, в это время таз располагается выше головы. Оставайтесь в таком положении 15 минут несколько раз в день.

Обратитесь к специалисту

Если упражнения и психологические методики не дают результата, то существует еще один способ профилактический наружный поворот, который делает опытный акушер-гинеколог в родильном доме. Сначала маме вводят средства, расслабляющие матку, затем врач определенными движениями рук старается повернуть ребенка, воздействуя на его голову и таз через живот будущей мамы. Все это проходит под контролем УЗИ, и обычно женщина не испытывает при этой манипуляции никаких неприятных ощущений.

Правда, наружный поворот сейчас выполняют редко: во-первых, его умеют делать не все акушеры-гинекологи, да и не все врачи считают, что он нужен; во-вторых, не каждая женщина психологически на него настроена, ну и, кроме того, не всегда к нему есть показания.

Возможно, психологические методы и кажутся чем-то сомнительным, но тем не менее они часто помогают. А если еще добавить гимнастику и плавание, то вероятность того, что малыш повернется в правильное положение, только увеличивается. Так что если не хочется делать кесарево сечение при тазовом предлежании или рожать «попкой вперед», то стоит попробовать все подходящие и разрешенные вам способы.

В целях улучшения работы сайта использует cookie

Продолжая пользоваться нашим сайтом, вы выражаете свое согласие на обработку ваших персональных данных с использованием интернет-сервисов «Google Analytics» и «Яндекс Метрика».

В случае отказа от обработки ваших персональных данных вы можете отключить сохранение cookie в настройках вашего браузера или прекратить использование сайта.