Профилактика психических заболеваний

Методы психопрофилактики и социальной реабилитации больных психическими расстройствами

Профилактика любых заболеваний, в том числе психических, согласно классификации ВОЗ, подразделяется на первичную, вторичную и третичную. Первичная психопрофилактика включает мероприятия, препятствующие возникновению нервно-психических расстройств. Вторичная психопрофилактика объединяет мероприятия, направленные на предупреждение неблагоприятной динамики уже возникших заболеваний, их хронизации, на уменьшение патологических проявлений, облегчение течения болезни и улучшение исхода, а также на раннюю диагностику. Третичная психопрофилактика способствует предупреждению неблагоприятных социальных последствий заболевания, рецидивов и дефектов, препятствующих трудовой деятельности больного и приводящих к инвалидизации.

Существуют и другие взгляды на психопрофилактику: первичная психопрофилактика складывается из общих мероприятий, направленных на повышение уровня психического здоровья населения, и специфической части, которая включает раннюю диагностику (первичный уровень), сокращение числа патологических нарушений (вторичный уровень) и реабилитацию (третичный уровень).

Психопрофилактика находится в тесной взаимосвязи с другими дисциплинами. В психопрофилактической деятельности принимают участие представители разных профессий — врачи, психологи, педагоги, социологи, тренеры и специалисты по адаптивной физической культуре, юристы. Привлечение к разработке и осуществлению психопрофилактических мероприятий тех или иных специалистов и их вклад зависят от вида психопрофилактики,. Возможности реальной профилактики существуют лишь для ограниченных групп психической патологии с достаточно изученными этиопатогенетическими механизмами, к которым можно отнести: психогенные расстройства, включая невротические, расстройства личности и поведения, посттравматические и постинфекционные расстройства, некоторые сравнительно редкие формы олигофрении, связанные с наследственными болезнями обмена, например фенилкетонурию.

Для первичной психопрофилактики особенно значимы психогигиена и широкие социальные мероприятия по ее обеспечению. Важное значение имеют борьба с инфекциями и предупреждение травматизма, устранение патогенного воздействия окружающей среды, вызванного экологическим неблагополучием. Первичная профилактика родовых черепно-мозговых травм и асфиксии, которые нередко являются причиной различных, в том числе инвалидизирующих заболеваний (некоторые формы эпилепсии, олигофрении, СДВГ, ядерные формы психопатий и др.), находится преимущественно в сфере деятельности акушеров-гинекологов.

К задачам первичной психопрофилактики относится также выявление лиц с повышенной угрозой заболевания (преморбидно наименее устойчивых) или ситуаций, несущих в себе угрозу психических расстройств для лиц, оказавшихся в них, вследствие повышенного психического травматизма, и организация психопрофилактических мер по отношению к этим группам и ситуациям. Важную роль при этом играют такие области, как медицинская психология, педагогика, социология. юридическая психология и др., разрабатывающие рекомендации по правильному воспитанию детей и подростков, выбору профессиональной ориентации и профессиональному отбору, организационные и психотерапевтические мероприятия в остроконфликтных производственных -итуациях, превентивные меры в отношении семейных конфликтов, профессиональных вредностей и т.д. В качестве профилактических мер наиболее значимая роль принадлежит психологической коррекции.

Психологическая коррекция — это система психологических воздействий, направленных на изменение определенных особенностей (свойств, процессов, состояний, черт) психики, играющих известную роль в возникновении болезней. Психологическая коррекция не направлена на изменение симптоматики и вообще клинической картины болезни, т.е. на лечение. В этом заключается одно из важных отличий ее от психотерапии. Она применяется на донозологическом уровне, когда психическое расстройство еще не сформировалось, а при сформировавшемся психическом заболевании для его лечения применяется психотерапия, которую проводит врач-психотерапевт, имеющий психиатрическую подготовку.

Выявление трудностей поведения у ребенка, не связанных с органической или эндогенной патологией, а являющихся следствием педагогической и микросоциальной запущенности, требует проведения коррекционно-педагогических и социальных мероприятий (воздействие на родителей, оздоровление семейной обстановки и др.), направленных на предупреждение формирования аномальной (психопатической) личности. Ввиду психогигиенического и психопрофилактического значения этих мер они должны проводиться психологами и педагогами при консультации детского психиатра.

Первичная профилактика психических заболеваний, таких как шизофрения, эпилепсия, олигофрения и некоторые другие, пока ограничена ввиду того, что этиология и патогенез большинства наиболее тяжелых форм психической патологии до настоящего времени остаются недостаточно ясными. Значение имеет лишь медико-генетическое консультирование. Развитие техники биологических исследований привело к появлению возможности пренатальной диагностики тяжелых врожденных заболеваний головного мозга, сопровождающихся психическим недоразвитием, с помощью специальных методик цитологического исследования амниотической жидкости. Внедрение этих методик в практику должно способствовать значительному расширению возможностей предупреждения наследственных (хромосомно-генетических) заболеваний.

Вторичная психопрофилактика , т.е. раннее выявление и предупреждение неблагоприятного течения психических заболеваний, занимает большое место в работе детских психиатров и психоневрологов. Кроме того, психологи, работающие в дошкольных учреждениях и школах, педагоги и педиатры, знакомые с начальными проявлениями психических расстройств, могут оказать неоценимую помощь психиатрам и психоневрологам в раннем выявлении психических заболеваний. У взрослых пациентов ранние признаки психической патологии призваны выявлять врачи общемедицинской практики, изучающие психиатрию и клиническую психологию в вузе. Их задача — при выявлении у пациента признаков психического расстройства дать ему рекомендации обратиться за консультацией к психиатру, а в случае ургентных расстройств — организовать психиатрическое освидетельствование (консультацию психиатра) без согласия на то самого пациента, руководствуясь Законом «О психиатрической помощи и гарантии прав граждан при ее оказании». Задачи врачей-психиатров по вторичной психопрофилактике заключаются в своевременном и правильном лечении больных с ранними проявлениями психических расстройств. Ведущая роль здесь принадлежит комплексной фармакотерапии и психотерапии.

Профилактика психических заболеваний

Психическое здоровье ассоциируется с третьей целью существования человека — потребностью самореализации как личности, т. е. обеспечивает ту сферу жизни, которую мы называем социальной. Человек реализует себя в обществе только в том случае, если он имеет достаточный уровень психической энергии, определяющий его работоспособность, и в то же время остаточную пластичность, гармоничность психики, позволяющую адаптироваться к обществу, быть адекватным его требованиям.

Как предупредить психические заболевания?

Профилактические меры необходимо применять по отношению ко всем известным заболеваниям. Психические расстройства – не исключение. Душевное здоровье, так же, как и физическое, является основной составляющей общего самочувствия человека, поэтому так важно поддерживать его стабильность.

Степень социальной реализованности напрямую влияет на состояние психики. Способность адаптироваться в трудных условиях и адекватно реагировать на стрессовые ситуации свидетельствует о крепком психическом здоровье человека.

Методы профилактики психических заболеваний

Существуют первичные и вторичные меры профилактики недугов психики. Первичные включают в себя ряд действий, направленных на недопущение развития психических болезней. Вторичные – на предотвращение рецидива уже существующих заболеваний, их назначает специалист индивидуально, после пройденного пациентом курса лечения.

Основные первичные меры профилактики:

  1. Полноценный отдых и здоровый сон не менее 8 часов в сутки. Глубокий сон способствует восстановлению нервной системы и является отличным профилактическим средством против развития психических заболеваний.
  2. Умеренные физические нагрузки. Необходимо регулярно заниматься спортом или выполнять другую работу, связанную с движением. Излишки адреналина накапливаются в организме и могут способствовать развитию психических расстройств. Физические нагрузки сжигают лишний адреналин и тем самым оказывают достаточно сильное профилактическое действие.
  3. Занятие любимым делом. Если основная деятельность человека не связана с любимым делом, важно уделять достаточно времени для хобби. Это поможет снять накопившееся напряжение.
  4. Отношения в семье. Этот пункт очень важен для крепкого здоровья психики. К отношениям в семье следует относиться серьезно, поскольку регулярные ссоры и скандалы с близкими людьми нередко являются причиной душевных расстройств.
  5. Интимная сторона жизни. Известно, что долгое воздержание может привести к различным психическим расстройствам, например, к депрессии. Поэтому важно уделять данному вопросу достаточно внимания. Но не стоит переусердствовать, поскольку избыточная сексуальная активность приводит к эмоциональному истощению.
  6. В качестве дополнения к перечисленным методам рекомендуется посещать различные психологические тренинги. При отсутствии такой возможности, тренинги можно проводить самостоятельно. Периодически следует устраивать нервно-эмоциональную разрядку, для этого отлично подойдет встреча с друзьями либо прогулка на свежем воздухе. Также для этой цели подходит активный отдых.
  7. Для укрепления психического здоровья существуют эффективные мероприятия
  • Мероприятия в раннем детстве (например, посещения на дому беременных женщин, дошкольные психосоциальные мероприятия, сочетание мероприятий по питанию и психосоциальных мероприятий среди популяций, находящихся в неблагоприятных условиях);
  • Поддержку детей (например, программы по выработке навыков, программы по развитию детей и молодежи);
  • Предоставление социально-экономических возможностей женщинам (например, улучшение доступа к образованию, схемы микрокредитов);
  • Социальную поддержку популяций пожилых людей (например, инициативы дружеской поддержки, дневные центры и центры помощи пожилым людям в общинах);
  • Программы, нацеленные на уязвимые группы, включая меньшинства, коренные народности, мигрантов и людей, пострадавших во время конфликтов и стихийных бедствий (например, психосоциальные мероприятия после стихийных бедствий);
  • Деятельность по укреплению психического здоровья в школах (например, программы, поддерживающие экологические перемены в школах, школы с благоприятными условиями для детей);
  • Мероприятия по охране психического здоровья на работе (например, программы по профилактике стресса);
  • Политика по решению жилищных проблем (например, улучшение жилищных условий);
  • Программы по предупреждению насилия (например, инициативы по полицейской охране общественного порядка в общинах)
  • Программы по развитию общин (например, инициативы «Общины, проявляющие заботу», комплексное сельское развитие)
Читайте также  Тревожно фобическое расстройство

Следуя вышеперечисленным советам, вы не только обезопасите себя от развития психических расстройств, но также улучшите физическое здоровье. Эти методы наиболее эффективны, если применять их в комплексе. Но если вы стали замечать нарушения психики у себя или у своих близких, рекомендуется немедленно обратиться к специалисту. Не следует заниматься самолечением, поскольку это может серьезно навредить больному.

Л.В. Власова — заместитель главного врача по медицинской части ГБУЗ СПБ №3.

Профилактика психических расстройств

Психическое здоровье — важная составная часть здоровья человека. В первую очередь это обусловлено тем, что организм человека, в котором все элементы взаимосвязаны друг с другом и воздействуют друг на друга, в значительной степени находится под контролем нервной системы, поэтому психическое состояние сказывается на работе каждой из функциональных систем, а состояние последних, в свою очередь, сказывается на психике.

Психическое здоровье должно характеризоваться:

Благоприятное психическое состояние рассматривается как комплекс характеристик и функций, соответствующих возрастной норме и обеспечивающих эффективное выполнение человеком задач, стоящих перед ним в различных сферах жизнедеятельности.

Для психики человека, особенно развивающейся (у ребенка), характерна связь между меняющейся генетической программой и социальной средой. Поэтому норма психического здоровья определяется очень сложно, и граница между болезнью и здоровьем в ряде случаев размыта. Вот почему пограничные состояния значительно более характерны для нервной системы, нежели для других органов и систем. Особенно значимо это при выполнении той или иной работы, сопровождаемой психическим напряжением. Это напряжение — физиологическая «цена», которую организм платит за осуществление деятельности. Один и тот же уровень работоспособности у разных людей обеспечивается ценой неодинаковых усилий, что особенно заметно у детей.

Для текущей оценки психического здоровья, самоконтроля своего состояния каждый человек может использовать некоторые простые приемы, не требующие специального оборудования и специальных знаний.

Несомненным критерием психического здоровья является полноценность сна как важного компонента жизнедеятельности человека.

Одним из ведущих показателей нормального состояния психики является умственная работоспособность, которая интегрирует основные характеристики психики — восприятие, внимание, память и др. Высокий уровень умственной работоспособности — один из основных показателей психического здоровья и функционального состояния организма в целом. Снижение же умственной работоспособности является важным признаком ухудшения психического здоровья. Обычно это сопровождается снижением внимания, трудностями концентрации, вялостью, апатией, потерей интереса к работе или учебе. Если снижение работоспособности сочетается с вегетативными изменениями, головными болями, психосоматическими нарушениями (боли и ощущения дискомфорта в различных областях тела), подавленным состоянием, беспричинными страхами, то это может свидетельствовать об утомлении или переутомлении.

Укрепление психического здоровья — задача всего общества и каждого отдельного человека. Решение этой задачи невозможно без глубокого знания сущности психики человека, индивидуальных особенностей ее организации, понимания ценности каждой личности, ее уникальности.

По оценкам ВОЗ, на планете сегодня живет более 450 миллионов людей, страдающих психическими заболеваниями. Психические расстройства являются одной из самых значительных проблем здравоохранения по распространенности, заболеваемости и инвалидности. Установлено, что психические расстройства затрагивают более трети населения ежегодно, при этом наиболее распространенными являются депрессия и тревожные расстройства. Проблемы психического здоровья являются основной причиной инвалидности и досрочного выхода на пенсию во многих странах и тяжелым бременем ложатся на экономику, и наша страна — не исключение.

В Несвижской ЦРБ под наблюдением психотерапевта на сегодняшний день находится 790 пациентов, в течение года за помощью обратилось 1860 человек. Одним из самых распространенных расстройств является депрессия. Актуальность проблемы депрессий обусловлена не только большой их распространенностью, но и тяжестью последствий. Биологические механизмы депрессии вызывают различные соматические нарушения. Согласно данным ВОЗ, примерно 5% населения земного шара страдает депрессиями, при этом риск заболеть депрессией в течение жизни постоянно повышается и достигает 20%.

Около 15% больных депрессией совершают суицид. Среди всех случаев самоубийств в 60% их причиной являются депрессии. Особенно велика опасность суицида при сочетании депрессии с хроническим соматическим или неврологическим заболеванием.

По статистике, депрессии чаще наблюдаются у женщин, чем у мужчин. Депрессия влечет за собой ряд неблагоприятных последствий медицинского и социального порядка. Депрессия серьезно влияет на качество жизни и адаптационные возможности человека, может привести к снижению профессионального статуса с вынужденной сменой работы, распаду семьи и другим негативным последствиям.

Профилактика психических расстройств.

Здоровый сон. Взрослый человек должен спать 8 часов в сутки, дети и подростки — 9 часов.

Рациональное питание. Регулярное, сбалансированное питание — залог физического и психологического здоровья. В рацион должны входить продукты, являющиеся источниками триптофана. Нехватка его в рационе ведет к депрессии, беспокойству, раздражительности, нетерпеливости, импульсивности, перееданию, увеличению веса, избыточному потреблению углеводов, ухудшению памяти, бессоннице. Наиболее богатыми источниками триптофана являются: фасоль и горох, различные крупы, грибы, кисломолочные продукты, сыр. А так же мясо, рыба, морковь, свекла, капуста белокочанная, орехи.

Гиподинамия влечет за собой снижение общего тонуса и работоспособности. Занятия спортом, пешие прогулки, умеренная физическая активность помогают эмоциональной разрядке организма.

Положительные эмоции — самый важный фактор в профилактике депрессии. Необходимо находить время для себя, для своих увлечений, любимых книг и встреч с друзьями.

Психическое здоровье – состояние, которое позволяет реализовать свои способности, может противостоять разного рода стрессогенным факторам, жить продуктивно, быть полезным обществу.

Психическое здоровье позволяет мыслить, чувствовать, выражать эмоции, общаться, получать удовольствие от жизни. Это основа благополучия человека и общества.

Профилактика и реабилитация психических расстройств.

Профилактика любых заболеваний, в том числе психических, согласно классификации ВОЗ, подразделяется на первичную, вторичную и третичную.

Первичная психопрофилактика включает мероприятия, препятствующие возникновению нервно-психических расстройств.

Вторичная псих профилактикаобъединяет мероприятия, направленные на предупреждение неблагоприятной динамики уже возникших заболеваний, их хронизации, на уменьшение патологических проявлений, облегчение течения болезни и улучшение исхода, а также на раннюю диагностику.

Третичная психопрофилактикаспособствует предупреждению неблагоприятных социальных последствий заболевания, рецидивов и дефектов, препятствующих трудовой деятельности больного и приводящих к инвалидизации.

Для первичной психопрофилактики особенно значимы психогигиена и широкие социальные мероприятия по ее обеспечению. Важное значение имеют борьба с инфекциями и предупреждение травматизма, устранение патогенного воздействия окружающей среды, вызванного экологическим неблагополучием .К задачам первичной психопрофилактики относится также выявление лиц с повышенной угрозой заболевания (преморбидно наименее устойчивых) или ситуаций, несущих в себе угрозу психических расстройств для лиц, оказавшихся в них, вследствие повышенного психического травматизма, и организация психопрофилактических мер по отношению к этим группам и ситуациям. В качестве профилактических мер наиболее значимая роль принадлежит психологической коррекции.

Психологическая коррекция —это система психологических воздействий, направленных на изменение определенных особенностей (свойств, процессов, состояний, черт) психики, играющих известную роль в возникновении болезней. Психологическая коррекция не направлена на изменение симптоматики и вообще клинической картины болезни, т.е. на лечение. В этом заключается одно из важных отличий ее от психотерапии. Она применяется на донозологическом уровне, когда психическое расстройство еще не сформировалось.

Читайте также  Как красиво сделать предложение девушке

Первичная профилактика психических заболеваний, таких как шизофрения, эпилепсия, олигофрения и некоторые другие, пока ограничена ввиду того, что этиология и патогенез большинства наиболее тяжелых форм психической патологии до настоящего времени остаются недостаточно ясными. Значение имеет лишь медико-генетическое консультирование. Развитие техники биологических исследований привело к появлению возможности пренатальной диагностики тяжелых врожденных заболеваний головного мозга, сопровождающихся психическим недоразвитием, с помощью специальных методик цитологического исследования амниотической жидкости. Внедрение этих методик в практику должно способствовать значительному расширению возможностей предупреждения наследственных (хромосомной-генетических) заболеваний.

Вторичная психопрофилактика, т.е. раннее выявление и предупреждение неблагоприятного течения психических заболеваний, занимает большое место в работе детских психиатров и психоневрологов. Кроме того, психологи, работающие в дошкольных учреждениях и школах, педагоги и педиатры, знакомые с начальными проявлениями психических расстройств, могут оказать неоценимую помощь психиатрам и психоневрологам в раннем выявлении психических заболеваний. У взрослых пациентов ранние признаки психической патологии призваны выявлять врачи общемедицинской практики, изучающие психиатрию и клиническую психологию в вузе. Их задача — при выявлении у пациента признаков психического расстройства дать ему рекомендации обратиться за консультацией к психиатру, а в случае ургентных расстройств — организовать психиатрическое освидетельствование (консультацию психиатра) без согласия на то самого пациента, руководствуясь Законом «О психиатрической помощи и гарантии прав граждан при ее оказании». Задачи врачей-психиатров по вторичной психопрофилактике заключаются в своевременном и правильном лечении больных с ранними проявлениями психических расстройств. Ведущая роль здесь принадлежит комплексной фармакотерапии и психотерапии.

При третичной психопрофилактике основное значение приобретает социальная реабилитация больных.

Важную роль в развитии психопрофилактики играют совершенствование структуры и увеличение числа различных психиатрических, психотерапевтических и психологических учреждений, особенно приближенных к населению (дневных стационаров, ночных профилакториев, психоневрологических и психотерапевтических кабинетов при поликлиниках, кризисных центров, психологической службы по телефону и т.п.), а также совершенствование методов диагностики и лечения больных с начальными, легкими формами психических расстройств.

При проведении социальной и профессиональной реабилитации следует учитывать характер личностного дефекта.

Шизофренический дефект. Следует учитывать его склонность к уединенному время препровождения, отсутствие стремления в общению, неспособность к установлению новых эмоциональных связей с окружающими. С другой стороны, следует использовать его склонность к интеллектуальному труду.

Эпилептический дефект.Проявляется в первую очередь педантичностью и аккуратностью, что позволяет данным успешно заниматься рутинной, монотонной работой (бухгалтерские расчеты.)

Органический дефект.Проявляется в первую очередь снижением памяти и сообразительности. При данном виде дефекта рекомендуется несложный физический труд под контролем руководителя.

Реабилитация является системой государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество и к общественно-полезному труду. Реабилитация представляет собой сложный процесс, в результате которого у больного формируется активное отношение к нарушению его здоровья и восстанавливается положительное восприятие жизни, семьи и общества. Реабилитация включает профилактику, лечение, приспособление к жизни и труду после болезни, прежде всего — личностный подход к больному человеку.

Цель психологической (психической) реабилитации — преодоление отрицательных реакций со стороны психики у больных и инвалидов, возникающих в связи с болезнью или инвалидностью. Конечной целью любых реабилитационных программ является восстановление личнос­тного и социального статуса больного (инвалида). Для достижения этой цели необходим комплексный интегральный подход к больному чело­веку (инвалиду) с учетом не только клинико-биологических законо­мерностей болезни, но и психосоциальных факторов, особенностей окружающей его среды.

Психологический аспект реабилитации имеет у многих больных и инвалидов не меньшее значение, чем физический. Так, например, по­чти в половине случаев психические изменения и психические факторы являются основной причиной, препятствующей возвращению челове­ка к труду после перенесенного инфаркта миокарда. Это вызвано, прежде всего, тем, что течение инфаркта миокарда часто сопровождается психическими нарушениями. Депрессия, «уход в болезнь», страх перед физическим напряжением, уверенность в том, что возвращение на работу может причинить вред сердцу, — все эти психические изменения могут свести на нет усилия кардиолога и мето­диста по лечебной физкультуре, стать непреодолимым препятствием для восстановления трудоспособности и решения вопросов трудоуст­ройства.

Психологическая реабилитация имеет большое значение при под­готовке больного к хирургическому вмешательству для вселения в пего веры в способность после операции продолжить трудовую деятельность и восстановить свою социальную полноценность.

Псих профилактика и психотерапия облегчают реабилитацию на последующих этапах. Психологическая подготовка пострадавшего более эффективна, если ею занимается специалист — врач-психотерапевт.

Методы психопрофилактики и социальной реабилитации больных психическими расстройствами

Профилактика любых заболеваний, в том числе психических, согласно классификации ВОЗ, подразделяется на первичную, вторичную и третичную. Первичная психопрофилактика включает мероприятия, препятствующие возникновению нервно-психических расстройств. Вторичная психопрофилактика объединяет мероприятия, направленные на предупреждение неблагоприятной динамики уже возникших заболеваний, их хронизации, на уменьшение патологических проявлений, облегчение течения болезни и улучшение исхода, а также на раннюю диагностику. Третичная психопрофилактика способствует предупреждению неблагоприятных социальных последствий заболевания, рецидивов и дефектов, препятствующих трудовой деятельности больного и приводящих к инвалидизации.

Существуют и другие взгляды на психопрофилактику: первичная психопрофилактика складывается из общих мероприятий, направленных на повышение уровня психического здоровья населения, и специфической части, которая включает раннюю диагностику (первичный уровень), сокращение числа патологических нарушений (вторичный уровень) и реабилитацию (третичный уровень).

Психопрофилактика находится в тесной взаимосвязи с другими дисциплинами. В психопрофилактической деятельности принимают участие представители разных профессий — врачи, психологи, педагоги, социологи, тренеры и специалисты по адаптивной физической культуре, юристы. Привлечение к разработке и осуществлению психопрофилактических мероприятий тех или иных специалистов и их вклад зависят от вида психопрофилактики,. Возможности реальной профилактики существуют лишь для ограниченных групп психической патологии с достаточно изученными этиопатогенетическими механизмами, к которым можно отнести: психогенные расстройства, включая невротические, расстройства личности и поведения, посттравматические и постинфекционные расстройства, некоторые сравнительно редкие формы олигофрении, связанные с наследственными болезнями обмена, например фенилкетонурию.

Для первичной психопрофилактики особенно значимы психогигиена и широкие социальные мероприятия по ее обеспечению. Важное значение имеют борьба с инфекциями и предупреждение травматизма, устранение патогенного воздействия окружающей среды, вызванного экологическим неблагополучием. Первичная профилактика родовых черепно-мозговых травм и асфиксии, которые нередко являются причиной различных, в том числе инвалидизирующих заболеваний (некоторые формы эпилепсии, олигофрении, СДВГ, ядерные формы психопатий и др.), находится преимущественно в сфере деятельности акушеров-гинекологов.

К задачам первичной психопрофилактики относится также выявление лиц с повышенной угрозой заболевания (преморбидно наименее устойчивых) или ситуаций, несущих в себе угрозу психических расстройств для лиц, оказавшихся в них, вследствие повышенного психического травматизма, и организация психопрофилактических мер по отношению к этим группам и ситуациям. Важную роль при этом играют такие области, как медицинская психология, педагогика, социология. юридическая психология и др., разрабатывающие рекомендации по правильному воспитанию детей и подростков, выбору профессиональной ориентации и профессиональному отбору, организационные и психотерапевтические мероприятия в остроконфликтных производственных -итуациях, превентивные меры в отношении семейных конфликтов, профессиональных вредностей и т.д. В качестве профилактических мер наиболее значимая роль принадлежит психологической коррекции.

Читайте также  Эмфизематозная грудная клетка

Психологическая коррекция — это система психологических воздействий, направленных на изменение определенных особенностей (свойств, процессов, состояний, черт) психики, играющих известную роль в возникновении болезней. Психологическая коррекция не направлена на изменение симптоматики и вообще клинической картины болезни, т.е. на лечение. В этом заключается одно из важных отличий ее от психотерапии. Она применяется на донозологическом уровне, когда психическое расстройство еще не сформировалось, а при сформировавшемся психическом заболевании для его лечения применяется психотерапия, которую проводит врач-психотерапевт, имеющий психиатрическую подготовку.

Выявление трудностей поведения у ребенка, не связанных с органической или эндогенной патологией, а являющихся следствием педагогической и микросоциальной запущенности, требует проведения коррекционно-педагогических и социальных мероприятий (воздействие на родителей, оздоровление семейной обстановки и др.), направленных на предупреждение формирования аномальной (психопатической) личности. Ввиду психогигиенического и психопрофилактического значения этих мер они должны проводиться психологами и педагогами при консультации детского психиатра.

Первичная профилактика психических заболеваний, таких как шизофрения, эпилепсия, олигофрения и некоторые другие, пока ограничена ввиду того, что этиология и патогенез большинства наиболее тяжелых форм психической патологии до настоящего времени остаются недостаточно ясными. Значение имеет лишь медико-генетическое консультирование. Развитие техники биологических исследований привело к появлению возможности пренатальной диагностики тяжелых врожденных заболеваний головного мозга, сопровождающихся психическим недоразвитием, с помощью специальных методик цитологического исследования амниотической жидкости. Внедрение этих методик в практику должно способствовать значительному расширению возможностей предупреждения наследственных (хромосомно-генетических) заболеваний.

Вторичная психопрофилактика , т.е. раннее выявление и предупреждение неблагоприятного течения психических заболеваний, занимает большое место в работе детских психиатров и психоневрологов. Кроме того, психологи, работающие в дошкольных учреждениях и школах, педагоги и педиатры, знакомые с начальными проявлениями психических расстройств, могут оказать неоценимую помощь психиатрам и психоневрологам в раннем выявлении психических заболеваний. У взрослых пациентов ранние признаки психической патологии призваны выявлять врачи общемедицинской практики, изучающие психиатрию и клиническую психологию в вузе. Их задача — при выявлении у пациента признаков психического расстройства дать ему рекомендации обратиться за консультацией к психиатру, а в случае ургентных расстройств — организовать психиатрическое освидетельствование (консультацию психиатра) без согласия на то самого пациента, руководствуясь Законом «О психиатрической помощи и гарантии прав граждан при ее оказании». Задачи врачей-психиатров по вторичной психопрофилактике заключаются в своевременном и правильном лечении больных с ранними проявлениями психических расстройств. Ведущая роль здесь принадлежит комплексной фармакотерапии и психотерапии.