20 основных вопросов диджею

21 вопрос, который стоит задать группе или диджею

Поделиться

Личная встреча — хороший способ выяснить, кого вы собираетесь нанять на мероприятие. И не принимайте решение, пока участники группы или DJ не ответят вам на все следующие вопросы.

Как бы вы описали свой стиль?

Узнайте, соответствует ли стиль той атмосфере, которую вы хотите создать на мероприятии. Если вы запланировали коктейльную вечеринку, чтобы гостям можно было поболтать о том о сем, группа, позиционирующая себя как «этот рок-н-ролл задаст вам жару», не совсем подойдет.

Можно ли посмотреть на вас в работе на каком-нибудь мероприятии?

Вы должны знать, чего ожидать от артиста в день Х. Увидев его вживую, вы легко сможете представить, как он отработает на вашем мероприятии, каков будет звук и представление.

Знакомо ли вам место, где пройдет мероприятие, и его техническая оснащенность? Если нет, устроите ли вы чек заранее?

Вашим музыкантам, возможно, понадобится дополнительный усилитель или генератор. Если они не захотят устроить проверку, смело вычеркивайте их из своего списка.

Сможете ли вы сыграть песни, которые важны для нас?

Группе или диджею должно быть под силу сыграть, выучить или поставить те песни, которые вы хотите. Если они ответят «да, но нам придется выучить эту песню», спросите требует ли это дополнительных расходов.

Сколько музыкантов в вашей группе? Сколько из них — вокалисты? Они мультиинструменталисты? Сколько инструментов/музыкантов мы можем нанять?

Если вы спрашиваете DJ, уточните работает ли он с партнером или один. А если это группа, узнайте, кто конкретно будет играть на мероприятии.

Нужно ли нам брать в аренду какой-то инструмент (фортепиано, к примеру) или оборудование (микрофон)?

Узнайте, какое оборудование они принесут, и что из этого будет взято в аренду. Возможно, вам придется спрятать некоторую технику, чтобы она не портила вид. Не устраивайте из мероприятия электронный магазин.

Будете ли вы использовать аппаратуру для света и других спецэффектов?

Помимо музыки некоторые профессионалы привозят с собой свет и другое оборудование вроде дым-машины. Некоторые отвечают только за музыку. В таком случае вам придется самим озаботиться спецэффектами.

Кто будет заниматься установкой?

В день мероприятия кто-то должен будет установить все оборудование. Обычно это человек, который отвечает за организацию музыкального сопровождения. Вам нужно будет состыковать по времени этого человека с представителем группы.

Как вы обеспечите комфортный звук для всех гостей?

Вам нужен план расположения колонок и список людей, которые чувствительны к звуку. Например, приемлемая громкость для 14-летнего подростка не то же самое, что для 98-летнего дедушки. Если у вас намечаются танцы, помните о людях, которые не любят танцевать. Не заставляйте их перекрикивать музыку.

Какие у вас костюмы?

Группа или DJ обычно располагают разнообразным арсеналом костюмов, которые вы можете выбрать.

Сколько по времени вы обычно играете?

Обычно у музыкантов есть минимально рассчитанное время на представление. Но вам также следует узнать, предполагаются ли брейки во время шоу. Предоставит ли группа или DJ музыку, чтобы заполнить паузу. И не забудьте предложить музыкантам перекусить во время брейков.

Ставите ли вы песни по заказу?

Узнайте, как музыканты отнесутся к тому, что ваши гости захотят послушать свою любимую песню. Некоторые профессионалы предпочитают принимать заявки каким-то определенным образом вместо того, чтобы им кричали о своих музыкальных желаниях, пока они работают. В том случае ,если формат мероприятия не предполагает музыкальных заявок из зала, предупредите об этом музыкантов заранее.

Можете ли вы также работать как ведущий?

На некоторых мероприятиях иногда требуется чтобы солисты групп или диджей давали слово выступающим, представляя их, или объявляли какой-то танец. Этот момент также стоит оговорить.

На скольких мероприятиях в год вы обычно играете?

Этим вопросом вы решите для себя, насколько опытен музыкант. Не так важно, как долго человек может отыграть, сколько как часто он это делает. Попросите связаться с предыдущими заказчиками.

Будет ли у вас мероприятие после нашего?

Если после вас у музыукантов не намечается никакого другого мероприятия, спросите, сколько будет стоить «продолжение банкета».

Что если кто-то из музыкантов заболеет?

Если в день мероприятия кто-то из артистов не сможет выйти на сцену, убедитесь, что у него будет достойная замена.

Есть ли у вас страховка?

Убедитесь, что ваши гости или оборудование защищены на непредвиденный случай. У настоящих профессионалов на этот счет есть особый сертификат.

Есть ли у вас запасной план, если оборудование окажется неисправным?

Обычно музыканты бывают готовы к таким неприятностям. Но лучше дважды проверить. Если в багажнике музыкантов не заготовлено запасное оборудование, вы можете провести мероприятие в тишине.

Что если нам придется отменить выступление?

Случается, что дату мероприятия нужно перенести, или оно и вовсе отменяется. Как тогда поведут себя музыканты?

Как вы заставите застенчивых гостей танцевать?

Некоторые диджеи учат гостей новым движениям или вербально подбадривают таких гостей выйти на танцпол. Другие же ставят такую музыку, что ноги сами несутся в пляс.

Записи на вашем сайте сделаны с живых выступлений или записаны на студии? (только для групп)

В зависимости от ответа, вам будет понятно, что вы в итоге получите во время выступления. Ведь при правильном мастеринге звука любой может звучать как Адель. Попросите музыкантов прислать записи с живых выступлений.

Советы для начинающих диджеев

Советы для начинающих диджеев
Мастерство каждого диджея определяется главным образом его умением подать материал и сделать свой сет интересным для людей на танц-площадке. Это достигается определенным опытом работы и требует для каждого индивидуального подхода. Но в данной статье речь пойдет о технической стороне диджейства, т.е. о том, что должен знать и уметь любой диджей — это умение правильно смиксовать трэки.

Если у вас уже есть две виниловые вертушки или CD-дабл с питчами, то вам повезло. Если же их у вас нет, но есть компьютер, то существует другой вариант — установить себе DJ-плеер и совершенствовать свое умение в миксах на нем. Я советую попробовать популярный player Digital DJ1200XL. Этот mp3-плеер является хорошим эмулятором CD-дабла: две вертушки с питчами, cue-поинты, кроссфейдер, мониторинг-система; в последнее время его начали широко использовать в клубах взамен старых CD-вертушек. Недостаток этого плеера: отсутствие эквалайзера.
Вам потребуется две звуковые платы в вашем компьютере, одна для вывода в «эфир», а другая для вывода в «уши» (мониторинг). Если у вас имеется диджейский микшер, то можно пустить выход одной платы на один канал, а выход другой — на другой канал. Тогда мониторы включаются уже непосредственно в сам микшер, и есть возможность накрутить эквалайзер по каждому из каналов (если конечно ваш микшер это позволяет).
Самое главное, чему должен научиться диджей, играющий «ровную бочку», — это смиксовать два трэка таким образом, чтобы переход между ними был максимально плавным. Для этого нужно:
1) научиться подбирать питч, т.е. синхронизировать скорость двух трэков;
2) научиться «попадать в квадрат»;
3) научиться делать непосредственно сам микс, орудуя кроссфейдером и эквалайзером.
Кроме этого необходимо хорошо знать материал, с которым работаешь. Обычно в начале каждого хаус-трэка, а также в конце, предусмотрено от 2 до 8 квадратов для промиксовки, когда остается в основном только хаус-бит при минимуме звуков.
Немного об основных терминах и понятиях. Под словом «квадрат» обычно понимают отрезок темы длиной 16 ударов ровной бочки. Существует еще понятие «двойка» — это два квадрата, или 32 бита. Питч (pitch) — это регулятор скорости проигрывания, обычно используется в диапазоне -8/+8%. Далее привожу парочку коротких уроков для начинающих диджеев на программе DJ1200XL или на CD-дабле.

Урок 1. Синхронизация двух трэков
Шаг 1. Запустите на первой вертушке любой трэк с «ровной бочкой». На вторую вертушку загрузите трэк, на который будет делаться переход. При этом вертушка-1 должна играться в «эфир», а вертушка-2 — в наушники.
Шаг 2. Далее, вам нужно будет впоймать первый удар в теме на вертушке-2, и нажать на паузу. Для этого, нажмите на Play на вертушке-2, и когда услышите первый удар бочки, сразу же нажимайте еще раз на Play. Проигрыватель войдет в режим паузы, циклически прокручивая текущий фрагмент трэка.
Шаг 3. Далее, кнопками «перемотка вперед» и «назад», найдите тот момент, когда первый удар бочки только-только начинается. После этого нажмите на красную кнопку Cue/stop, и ваша текущая cue-точка запомнена.
Теперь потренируйтесь с запусканием трэка с первого удара: нажимайте Play, потом Cue/stop, потом снова Play и т.д. Если первый удар не успевает играться, или играется не сразу, а с задержкой, то это значит что cue-точка выставлена не точно, и вам возможно прийдется ее перенастроить, снова проделав шаг 2 и шаг 3.
Далее, приступайте непосредственно к настройке питча. Одним ухом слушайте в наушниках трэк-2, другое ухо откройте и слушайте эфир — трэк-1.
Шаг 4. Дождитесь, когда трэк-1 подойдет к началу нового квадрата, и запустите вертушку-2 одновременно с первым ударом бочки нового квадрата на вертушке-1.
Шаг 5. Попытайтесь понять, быстрее или медленнее звучит трэк-2 по сравнению с трэком-1, и в соответственно замедляйте или ускоряйте питч трэка-2. Для мониторинга скорости можно смотреть на мигающие индикаторы бита, либо по слуху, ориентируясь по сэмплам, играющим в верхнем диапазоне. Если трэк-2 начинает сильно расходиться с трэком-1, используйте кнопки «+» и «-» возле ручки питча вертушки-2, которые позволят вам слегка «подбить» вперед или назад трэк-2. Если же трэки сильно разошлись, и кнопками +/- их сравнять не удается, то остановите трэк-2, нажав на cue/stop, и вернитесь к шагу 4.
Проделывая шаги 4 и 5, добивайтесь такой настройки питча, чтобы два трэка игрались достаточно синхронно в течении 2 — 4 квадратов. Вся процедура от шага 1 до шага 5 у профессиональных диджеев отнимает не более двух минут.

Читайте также  Природа - лучший декоратор: стилизованная фотосессия

Урок 2. Как делать микс
Теперь, когда подобран pitch, можно приступать непосредственно к миксу.
Шаг 1. Нужно во время запустить трэк-2. Для этого нужно дождаться, когда трэк-1 доиграет текущую двойку квадратов и начнет новую, в первый удар которой и нужно запустить трэк-2, нажав на Play.
Шаг 2. Теперь кнопками «+» и «-» подбейте трэк-2 так, чтобы он «совпал» по рисунку с трэком-1.
Шаг 3. Теперь, когда два трэка играются синхронно, приступайте к работе с кроссфейдером, но начинайте делать это только с начала нового квадрата, а не посередине. Переводить кросс с одного трэка на другой начинайте не с нуля, а где-то с положения, где в эфире уже слышно 20% громкости трэка-2. Затем кроссфейдер двигайте очень плавно, где-то со скоростью 1 миллиметр в секунду. Резкие «врывания» бывают тоже полезными, но только в очень редких случаях. Не забывайте о скорости! Одновременно с миксингом постоянно контроллируйте, не начинают ли расходиться трэки, и при необходимости подбивайте слегка трэк-2 кнопками +/-. И помните, что для любого диджея нет ничего страшнее «гороха» в миксе, т.е. когда расходится скорость двух трэков и одна из бочек начинает спешить или отставать от второй, воспроизводя вместо одного удара бочки два.
Чтобы избежать ненужной «грязи» в миксе используйте эквалайзер, но об этом позже.

20 основных вопросов диджею

1. Покупайте музыку, не качайте пиратку

Quest: Даже если вы смогли убедить себя, что ваше подсознание никак не страдает от того, что вы поступаете нечестно по отношению к любимым музыкантам, подумайте вот о чем: когда за композицию нужно заплатить пусть даже 19 рублей в iTunes, вы не станете покупать треки, в которых не уверены до конца.

Все мы когда-то качали «пиратку» и знаем, что когда музыка бесплатная — срабатывает жадность, и ты тащишь все подряд, мол, терять-то нечего, пусть будет. В итоге: коллекция черт знает чего, захламленный плейлист, захламленные папки, голова и сет. Другое дело, когда вы заводите правило слушать только купленную музыку. Селекция становится намного жестче, а это важно для любого диджея. Бонусом респект от артистов и коллег.

2. Организуйте плейлисты, заполняйте теги, ведите библиотеку

Gvozd: В Rekordbox и iTunes можно создавать плейлисты и массово прописывать тэги. Причем один и тот же трек, добавляясь в плейлист не дублируется и не съедает место на диске.

Лично я веду сразу две системы плейлистов: по эстетике (джаззи, диско, чил, гетто, космос, просто танцы, гэридж, больничка) и по энергетике (музыка для сидящей публики, подергивающейся, танующей и для рейва). Все это я делаю в iTunes, затем синхронизирую с Rekordbox и пишу флешки исключительно через последний. Играть подготовленную в Rekordbox библиотеку удобнее в разы! Если у вас до сих пор все лежит по папкам — потратьте час времени, организуйте музыку и поддерживайте ее в будущем. Зуб даю, не пожалеете.

3. Составляйте и выкладывайте чарты

Implex: Если не учитывать время на отбор музыки, то на запись часового микса нужно потратить — как ни странно — минимум час. Хотя некоторые умельцы записывают часовой микс в Ableton за 30 минут, но сейчас речь не об этом.

Чарт — очень экономный и быстрый способ порадовать свою аудиторию. Выбираете 10 крутых треков, прикладываете свое фото — слушатели радуются, а у вас остается 50 минут на лайки девочкам и просьбы поднять пиар и добавиться в други.

4. Ведите аккаунт на Beatport — будьте в курсе обновлений

Mishqa: Даже если вы покупаете музыку в других магазинах, аккаунт на Beatport иметь полезно. После регистрации у вас появится кнопка Follow, то есть вы сможете подписываться на свежие релизы понравившихся артистов и лейблов. Рекомендую потратить время на это и как следует изучить интерфейс и логику сайта.

Все это поможет всегда быть в курсе новинок и иметь быстрый доступ к большому количеству музыкальных новостей, которые будут собираться в разделе My Beatport. В конце концов, научить сводить треки можно и обезьяну, поэтому главная задача современных диджеев — делать актуальный и качественный музыкальный отбор.

5. Не экономьте на обложке

Kosinus: Даже если вы владеете базовыми навыками работы в Photoshop — лучше доверить свои обложки и фотографии профессионалам. Это суровое правило современного мира и бизнеса в частности — встречают всегда именно по обложке.

Артворки говорят слушателю о вашем профессионализме не меньше, чем аудио-материал, они намекают на то, сколько вы стоите. В мире брокеров у вас должны быть дорогие часы, чтобы с вами вообще начали обсуждать дела, а в мире музыки все начинается с картинки. Это важно, а хорошего дизайнера можно легко найти на Behance или FL.ru, главное не жалейте сил и денег. Абсолютно то же самое касается ваших пресс-китов, биографий и блогов.

6. Купите домой хотя бы самый простой контроллер — практикуйтесь и готовьте сеты

Gvozd: Подержанный контроллер можно купить тысяч за 12, через полгода продадите его минимум за 10. В итоге, вы на долгое время арендуете полезный девайс за копейки. Выступать с контроллером, конечно, не модно, но попрактиковаться, набить руку и подготовить на нем пары вы сможете.

Старайтесь не привыкать сводить через Sync или глядя на определенные программой скорости. Лучше наоборот — заклеивать их наклейками и тренироваться сводить на слух. Несмотря на развитие технологий, это олдскульное умение все еще часто пригождается.

7. Записывайте миксы и слушайте их

Mishqa: Здесь можно много не пояснять. Слушать записи своих лайвов очень полезно, потому что каждый раз вы будете узнавать много нового и интересного о себе и своей технике сведения.

8. Будьте фанатично верны своему вкусу и никогда ни под кого не подстраивайтесь

Implex: В нашей школе мы часто видим как талантливые ребята, которые только начинают заниматься, задаются вопросами типа «какой жанр сейчас популярен», «как угодить публике на вечеринках», «на какой музыке проще заработать». Ответ всегда один — не стоит прогибаться под изменчивый мир, делайте только то, что вам нравится. Будете подстраиваться под других — ваше эго вас обязательно за это накажет.

У нас есть статистика: серьезных успехов добиваются только те, кто верит в себя и в свой вкус, ведь практически для любого жанра есть своя публика, а если ее нет в вашем городе — при желании можно ее создать, воспитать или найти, пусть даже и в другой стране. Мы ни за что не поверим, что ваша голубая мечта — играть за тысячу рублей в час песни из радио-чарта в районном клубешнике. Ставьте как можно более высокие цели и идите к ним максимально резво, но помните, что люди вокруг не дураки, им есть из чего выбирать, поэтому все надо делать качественно.

9. Научитесь сводить в тональность

Enei: Если вы все еще не уделяете этому внимания, почитайте какую-нибудь статью про Колесо камелота и сведение в тональность и просто попробуйте подержать вместе треки, сочетающиеся по тональностям.

В первую очередь это касается, конечно, любителей драм-н-бэйс музыки, но применимо и к другим жанрам. Для многих диджеев эта практика зачастую открывает совершенно новый мир.

10. Играйте разные стили

Kosinus: Представьте себе, что кинорежиссер, снимающий блокбастеры, снимет для разнообразия тягучий арт-хаус. Извлечет ли он из этого опыта что-то полезное для себя?

Однозначно. В разных жанрах используются разные приемы, по-разному расставляются акценты, по-разному развивается энергетика и так далее. Поверьте опыту, вы найдете в этом для себя что-то полезное.

Подпишись на наш Facebook

и узнавай о новостях первым!

«слушать и покупать только купленную музыку. «

Кто играет с флешек — тот недодиджик.

9 и 10 пункты следовало бы поставить на 1 и 2 место, соответственно! Раз уж помогать молодым ди-джеям, то делать это грамотно — начинать с действительно дельных советов. А о том, как и где брать музыку — дело 10е 😉

Какая разница купил ты трек или скачал, если ты не в состоянии сочетать его с 10ю другими такими же (или не такими же)? 😉

Согласен с тем, что надо платить за материал, но только при условии что он эксклюзивный, и для того, чтобы сыграть его первым. Зачем начинающему диджику платить за музыку. ведь вероятности, что он выйдет со своим «эксклюзивом» за пульт мало, да и если выйдет, то точно когда народу на него будет все-равно.
По поводу сведения в тональность тема конечно очень интересная, НО всегда надо отталкиваться от публики которая у тебя перед глазами. Сидят гости, пьют, разговаривают. НЕ ТАНЦУЮТ. Да ты хоть жопу разорви над тем как ты четко и ровно свел, всем по большому счету до одного места. Да и как показывает практика 90% публики вообще никак не понимает что ты там за крутилки такие крутишь и вообще зачем нужен, когда есть винамп.

«Высшая, последняя и единственная цель диджея — побуждать народ к танцам. Хороший диджей — это вовсе не тот, у которого хорошие грампластинки, и не тот, кто их умеет состыковывать в длинную кишку, а тот, кто способен управлять настроением танцующих, заводить публику, доводить её до состояния экстаза» ru.wikipedia.org

Читайте также  Вдохновение цветом: сиреневый

1. Здорово, когда диджей Куэст говорит о платной музыке. В городе Х, где он есть и с устоявшимися гастрольками это можно понять. Когда простой пацан из уездного города Малые Васюки мечтает крутить ручки и делает первые шаги, первое, куда он попадает — это местные наливайки. И первый опыт большинства в наше время — это трэш угар и говнопати с соответствующим форматом. Платная музыка? WTF?! Отличный совет начинающим диджеям в суровых российских реалиях.

2. Диджей Гвоздь, поклон и уважение. Этой фигуре много реального респекта — был я молод и скакал. Но. Питер один, Пиратка одна, Нью-Васюков много. Вернемся к реальности, когда в 2015м году к большинству молодых диджеев на синих площадках нашей многострадальной родины периодически еще подходят люди с фразой «вырубай кислоту». Можно и в 2015ом в каких то чудо-местах куском проиграть «Mercury & Solace» BT или классику хауса, но что делать, когда люди настоятельно требуют Веру Брежневу и певца Армэнчика и в это же время заливают тебе аппарат хаусным вискарем с колой из баргана. К такому нас жизнь не готовила? Для очень многих начинающих диджеев это реальность. Библиотеки говна и ресиксов на ремиксы. Ага. Просьба: спуститься с небес.

3. Соглашусь. Деградация людей по причине развития соцсетей приводит к тому, что эффективней уже не писать недельный (месячный) микс, а просто накидать тречков. Че за песня на полчаса?! Чет долго, слушать — да ну нафиг. Шутка юмора. Но, увы, это реальность.

4. Beatport. все, что надо — есть на freshrecords *LOL*

5. Не экономьте на обложке — экономьте на еде.

6. Единственный, откуда не посмотри — на 100% дельный совет.

7. См.пункт 3. + Люди ныне пишут миксы через трактор с синком, АЛ и Миксмейстер. Техника сведения? что это? Или речь идет о миксах с вечеринок?

8. И карьера диджея в вашем городе закончится через пол года — год, так толком и не начавшись. Ну нравится вам гаридж а сами вы где то, предположим, в Вологодской области, и где вы будете с ним сидеть?

9. Всем срать в тональность вы играете или нет, также как и с чего вы играете — если вы с выступлениями еще не дошли до хороших площадок с электронной музыкой, обладающей лид секцией богаче 4-5 нот, не обзавелись массой поклонников из разряда ценителей музыки. Да и если вы рвете голову толпе, толпе без разницы как вы это делаете. Diplo, не?

10. Да, играйте разные стили. Например, nuskool breaks в единственном клубе города Шарья.

При создании такой статьи, нужно бы изначально разделять аудиторию этой статьи и говорить, кому даются такие советы.

Очень хочется дать большинству начинающих диджеев самый важный совет, если вам нравится хорошая электронная музыка, вы твердо уверены в своем выборе дела и готовы идти до конца — пакуйте чемоданы и валите из маленьких городов туда, где есть потребитель и отечественные носители культуры, вы будете общаться с нужными людьми, слушать хороших артистов, вы будете в курсе всего, что вам интересно, и, самое главное — у вас будет незахламленный чердак той сажей, что происходит в вашем маленьком уездном городе N. Вам не придется откраивать копейки от и без того маленькой зп, чтобы заниматься любимым делом — в большом городе, при должном старании и верно-ориентированном сознании, сочетать основной заработок и прогресс в любимом деле будет гораздо проще.

Есть еще другой путь, более простой — смените пол (кому надо), отрастите сиськи, попадите в телевизор и телевизор сделает все за вас — таких примеров ездит по матушке России чуть более, чем много, но это уже совсем другая история, где кнопку плей на пионере обычно касаются один раз за сет.

Хочу стать диджеем. С чего начать?

Мы уже как-то писали о том, как можно стать музыкантом. А сегодня речь пойдет о диджеинге. Многие хотят втянуться в эту культуру, но специфические трудности профессии отпугивают. Поэтому мы решили собрать небольшой гид по основным пунктам, которые помогут вам начать и втянуться:

Библиотека песен

Что бы вам ни говорили, самое главное в сете от любого диджея – музыка. Это кажется очевидным, но многие учителя и ведущие курсов часто забывают о важном: нужно слушать очень много музыки! Для этого желательно постоянно искать что-то новое, формируя тем самым большую фонотеку. И если раньше такая фонотека состояла из ящиков с виниловыми пластинками, то теперь всё музыкальное многообразие можно хранить в цифровом формате. Это удобно, мобильно и дешево. На самом деле больше всего времени занимают именно поиск музыки и подготовка сета, поскольку музыка должна быть актуальной и/или популярной, и её фрагменты должны гармонично сочетаться между собой.

Собственно, возникает вопрос: «А где эту музыку искать?». Для этого существует ряд очень продвинутых платформ, но сначала разберем самые очевидные – Apple Music и VK. В Apple Music работает несколько умных систем, которые подбирают плейлисты, исходя из ваших предпочтений. Соответственно, чем больше музыки вы слушаете, тем больше новой музыки вам предлагают. В плане музыки VK остается полупиратским порталом, который, тем не менее, очень эффективно работает. Здесь нет никакой автоматизации (всё нужно искать вручную), зато есть миллионы активных пользователей и музыкальных групп, которые почти всегда публикуют актуальную информацию. Например, группы Новые Альбомы или Родной звук. Также рекомендуем завести свою страницу на этих двух сайтах: Bandcamp – позволяет независимым музыкантам и лейблам публиковать и продавать свои работы, здесь можно найти много андеграунда; по такому же принципу работает и Beatport. Mixcloud – удобная альтернатива заблокированному souncloud, на этот сайт загружаются преимущественно диджей-сеты, радиошоу и подкасты.

Музыкальная теория

Не стоит переживать – нотную грамоту учить не придется (но лишним это не будет). Для диджеинга достаточно знать несколько простых вещей о структуре музыки. Нужно понять, что такое доля (бит), такт (бар) и фраза. Если не вдаваться в специфику, а объяснять это максимально просто: фраза содержит в себе такт (бар), а такт содержит доли (биты). В современной музыке почти каждый такт состоит из восьми долей, а фраза – из четырех или восьми тактов. Так у нас получается простой счет: один, два, три, четыре; один, два, три, четыре. Это складывается в такт. Повторяем четыре раза и получается фраза. В музыкальной структуре фразы обычно обозначают изменения в структуре, например добавление нового инструмента или начало вокальной партии.

Музыкальный счет – основа сведения музыки. Чтобы два трека звучали гармонично, их скорости должны соответствовать. Скорость определяется количеством долей (битов) в минуту – это называется BPM (beats per minute). Так, например, большинство хаус-треков пишется со скоростью 120 BPM – это значит, что за одну минуту проиграет 120 долей. Задача диджея – уравнять скорости двух треков и незаметно перевести один трек в другой.

Аппаратура

Самые большие затраты будут на аппаратуру. Для начала разберемся в различии терминов и самих устройств – «пульт» и «контроллер». Первый может работать как самостоятельный прибор, второму требуются компьютер и специальная программа, которую он сможет контролировать. Как правило, диджейский пульт – это громоздкая установка с большим микшерным пультом в центре и двумя проигрывателями по бокам. Проигрыватели могут быть как для CD, так и для винила. Они сложны в использовании, и стоимость такой установки может доходить до нескольких тысяч долларов. Хорошая альтернатива – диджей-контроллер. Он меньше по размеру, в несколько раз дешевле по стоимости, к тому же удобнее в использовании. Рекомендуем присмотреться к серии Mixtrack Pro от Numark, DDJ-200 или DDJ-SB3 – от Pioneer, Traktor Kontrol S2 – от Native Instruments. Нужно понимать, что контроллер не будет работать без компьютера и специальных программ (о них – ниже). Также для сведения музыки обязательны наушники и, если вы планируете практиковаться дома, нужны будут колонки. Не обязательно приобретать что-то большое и дорогое, на первое время сойдут и портативные – для мониторинга звука. И не забывайте о проводах, но они будут меняться в зависимости от вашей установки (USB, RCA, JACK и т.д.). В случае, если вы не хотите тратиться вообще ни на что, на смартфон или iPad можно скачать приложение Traktor DJ2.

Программы

Существует бесконечное множество программ для диджеинга. Но остановимся на самых популярных, функциональных и рабочих. Serato DJ – наверное, самая популярная программа в мире диджеинга. Максимально простая в использовании, с понятным интерфейсом и богатым функционалом. На первое время можно скачать версию Lite, полная программа стоит $130, либо можно оформить месячную подписку – за $10 в месяц. Traktor Pro намного сложнее в использовании, интерфейс более захламленный, но и функционал гораздо шире. Так, например, в Traktor есть отличный инструмент для работы со STEM-файлами. STEM – это формат музыкальных файлов, в которых каждый трек разложен на отдельные составляющие: bass, барабаны, вокал и так далее. В Traktor сводить и регулировать их можно раздельно. Стоит Traktor Pro $100. Также есть альтернатива от Pioneer – recordbox DJ. Визуально она очень похожа на Serato, но главная фишка программы – онлайн-библиотека. Вы можете загрузить треки в интернет и проигрывать их с любого диджей-девайса, который поддерживает подключение к интернету.

Читайте также  9 способов сократить расходы на церемонию

Конечно, для того, чтобы стать настоящим диджеем, нужны практические знания. Их можно получить из онлайн-уроков на YouTube, либо пройти курс в местных школах диджеинга. В Алматы функционирует полноценная школа True Dj School, также свои курсы по диджеингу проводят диджеи клуба Vzletnaya.

20 основных вопросов диджею

Кратко о том, какие виды диджеев бывают.

Клубный диджей — самый распространенный тип диджеев. Именно они миксуют музыку на вечеринках в клубах, барах, ресторанах и прочих развлекательных площадках.

Радиодиджей — диджеи, работающие на радио, отличаются тем, что часто ведут прямые эфиры и общаются с публикой. Поэтому от них требуется не столько разбираться в музыке, сколько уметь красиво и грамотно говорить.

Тернтейбл диджей (тернтейблист) — эти диджеи-виртуозы создают из своей игры шоу. Элементами шоу являются скретч, бит-джаглинг, тон-плей и прочие фишки. Профессиональный тернтейбл диджей уделяет много времени обучению, совершенствованию техники, записи рутин. Еще их называют баттловыми диджеями, поскольку основные площадки их выступлений диджей-баттлы.

Ивент диджей (Event DJ) — как не сложно понять из названия эти диджеи играют музыку на мероприятиях — свадьбах, юбилеях, корпоративах и др. Раньше этих диджеев в шутку за непрофессионализм называли «свадьберами», «банкетниками». Но в последнее время из-за высокой конкуренции вырос и профессионализм данного типа диджеев.

Мобильный диджей — этот тип диджеев сделает вечеринку где угодно. У мобильных диджеев есть свое звуковое, световое и прочее оборудование необходимое для праздника. Часто ивент диджей является и мобильным диджеем в одном лице.

Звукооператор — отвечает за звуковое оформление площадок, событий, мероприятий. В обязанности входит создание музыкальных подборок, включение музыкальных подложек для ведущих, помощь в подключении музыкантов, регулирование уровня громкости и контроль за работоспособностью звукового оборудования. Своего рода низшая каста. Часто работу выполняют неквалифицированные работники.

Данное разделение условно. Клубный диджей может являться и радио диджеем, и ивент диджеем в зависимости от ситуации. Далее поговорим непосредственно о том, как стать диджеем.

1. Диджей школа.
Самый очевидный способ стать диджеем — записаться в диджей школу. В чем подвох? Диджей школ очень много, но реально качественных единицы. Главное не ошибиться с выбором. В основе обучения всех диджей школ лежит обучение сведению. Во многих диджей школах процесс сведения возводят в культ. Выпускники таких школ в момент игры думают не о музыке, танцполе и атмосфере, а о том, как идеально свести треки. Это неверная установка. Диджеинг — это далеко не только сведение. Помимо сведения в базовом курсе часто рассказывают об истории диджеинга, электронной музыки, о диджейских виртуальных программах, контроллерах, проигрывателях, микшерах и др. Редко рассказывают о том, как попасть играть в клуб, по какому принципу строить сеты, не касаются темы психологии танцпола, не рассказывают о реальной практике игры в заведениях, продвижении себя как артиста, маркетинге. Школы дают базовые знания, а как их применить каждый выпускник решает для себя сам. Часто диджей школы по окончанию курса выдают сертификаты, но по факту они бесполезны. Сертификат диджей школы нужен лишь для того, чтобы потешить свое эго или похвастаться перед друзьями, арт-директоров клубов они мало интересуют. Зачастую диджей школы стараются растянуть процесс обучения на максимально длительный период, чтобы получить с ученика больше денег.

Плюсы
+ ускоренный процесс обучения
+ есть программа обучения, вся информация структурирована
+ общение, новые знакомства
+ возможна практика игры в заведениях (зависит от школы)
+ у школ есть свое оборудование и площадка для обучения
+ возможность выбора индивидуального или группового обучения
+ консультация преподавателей

Минусы
— высокая стоимость обучения
— поверхностные знания
— отсутствие практики игры в заведениях (зависит от школы)
— теоретическая информация отстранена от реальной практики
— школы не заинтересованы в успехе обучения

Советы: перед выбором диджей школы внимательно изучите отзывы бывших учеников. Перед подписанием договора на обучение внимательно изучите программу курса. В курсе должны учить не только сведению. Узнайте, есть ли стажировка, где она проходит и как. В идеале это должно быть работающее заведение, где выпускникам предоставляют возможность поиграть. Громкие диджейские имена основателей школы не всегда указывают на результативность обучения, зачастую это просто маркетинговый ход для привлечения учеников.

2. Обучение у действующего диджея.
Данный способ потребует от ученика большей активности. Для начала нужно найти своего гуру, проводника в мир музыки и вечеринок. Хорошо, если у вас или ваших друзей есть такой друг-диджей. Если же такого друга нет, найдите несколько играющих диджеев в своем населенном пункте, свяжитесь с ними через соцсети, уточните занимаются ли они обучением, если да, то на каких условиях. Выберете наиболее подходящий вариант. Опытный диджей-практик расскажет о профессии изнутри: какие бывают вечеринки, что от диджея ждут люди на танцполе, в чем сложности работы диджея, расскажет о реальном диджеинге без иллюзий и прикрас. Так же опытный диджей расскажет о технической стороне диджеинга, о микшерах, проигрывателях, программах, сведении и прочих фишках. Стоит понимать, что большинство диджеев-практиков не заинтересованы в успехе учеников. Во-первых, у действующих диджеев есть площадки для выступлений и обучение для них это всего лишь дополнительный заработок. Во-вторых, любой новый диджей — это конкурент, хоть и неявный. Но есть и такие опытные диджеи, которые целенаправленно ищут учеников, с целью их дальнейшего продвижения и получения процентных отчислений с выступлений, ну или преследуют прочие корыстные цели. Опытный играющий диджей — это не только преподаватель, но и проводник в закрытое диджей комьюнити, в которое не так просто попасть новичкам. Важную роль играют ваши коммуникативные навыки, общность музыкальных вкусов и взглядов.

Плюсы
+ индивидуальное обучение
+ актуальная информация от практика максимально приближена к реальности
+ возможность стажировки и профессионального сотрудничества с преподавателем
+ индивидуальный курс обучения

Минусы
— программа образования не структурирована, часто строится по схеме вопрос-ответ
— не всегда есть площадка и оборудование для обучения
— нет гарантии результата

Советы: выбирайте того учителя на кого хотели бы быть похожим, чей музыкальный вкус и подача вам близки. От этого зависит результативность обучения.

3. Самостоятельное обучение.
С этого начинало большинство известных диджеев. В настоящее время в интернете есть множество статей и видеоуроков по самостоятельному обучению диджеингу. Тема эта обширная и довольно интересная. Более подробно освещу ее в одной из следующих статей. Для самостоятельного обучения необходимо свое оборудование. Его комплект зависит от финансовых возможностей ученика. Самый бюджетный вариант — приобрести дешевый dj-контроллер, наушники, ноутбук, провода для подключения, установить специальный софт.
Какой выбрать контроллер вопрос спорный и сугубо индивидуальный. Лучшим решением для начинающего диджея будет контроллер фирмы Pioneer. Потому что в большинстве заведений стоят диджейские комплекты именно от Pioneer. Расположение основных ручек, кнопок, логика контроллеров начального уровня и полноценных диджей-комплектов совпадают. Научившись играть на дешевом домашнем контроллере, ученик вполне сможет сыграть и на флагманских дорогих моделях. На момент написания статьи (2020 год) самыми лучшими моделями для обучения диджеингу являются Pioneer DDJ-400 (смотреть) и Pioneer DDJ-SB3 ( смотреть). Эти модели подходят для обучения, мобильного диджеинга, и даже для полноценного выступления в клубе. В этих контроллерах есть все, самое необходимое. Будьте осторожны, если приобретаете контроллер бывший в употреблении. Возможна неисправность некоторых функций контроллера или нестабильная работа, что сильно усложнит и омрачит процесс обучения.
Наушники для обучения подойдут самые обычные, главное чтобы в них было комфортно. Это могут быть даже наушники-капли. От ноутбука потребуется высокая производительность, мощный процессор, большой объем памяти, желательно на SSD. Все это нужно, чтобы ноутбук не тормозил во время игры, а объем диска позволял хранить много музыки.

Выбор софта процесс очень индивидуальный, зависит от удобства использования и привычек диджея. Основные программы для игры: Serato, Traktor, Rekordbox, VirtualDJ. Впрочем, сводить в них можно и без dj-контроллера, синхронизируя темп композиций и передвигая ползунок кроссфейдера на дисплее. Но это совсем начальный уровень, когда бюджет сильно ограничен, а в роли диджея попробовать себя хочется. Еще один вариант попробовать себя диджеем — скачать и установить на телефон или планшет приложение для сведения треков.

Главный недостаток самостоятельного обучения в отсутствии опытного наставника, который сможет помочь советом, когда это необходимо. Еще одна из проблем — новичок не знает чему учиться и куда двигаться. Начинайте с основы — сведения. Для начала этого будет вполне достаточно. Информацию о технике сведения композиций можно без труда найти в интернете. Далее можно брать за основу программу обучения любой диджей школы, искать всю информацию в интернете. Обязательно стоит вступить в диджей сообщества в соцсетях. В сообществах можно посоветоваться с профи, посмотреть видео по диджеингу, найти что-то интересное из музыки. Иногда в диджей сообществах предлагают стажировку и работу молодым начинающим диджеям.

Плюсы:
+ самый дешевый вариант
+ знания, полученные самостоятельно более фундаментальны
+ заниматься можно в любое удобное время

Минусы:
— нет выстроенной программы обучения
— обучение может затянуться на неопределенный срок
— нет учителя, который укажет на ошибки и подскажет, как их исправить
— не появляются новые знакомства
— нет практики в заведениях

Советы: старайтесь не затягивать обучение, скорее переходите от теории к практике, ищите любую возможность для стажировки и игры перед аудиторией. Не замыкайтесь только на сведении, ведь диджеев ценят за их музыку, а не сведение. Если столкнулись с какой либо сложностью в обучении — спросите совета у опытных диджеев. Старайтесь больше знакомиться и общаться с другими диджеями. Знакомства необходимы для личного развития и роста, знакомства — ваш пропуск на большую сцену.