Сумасшедший рок-н-ролл: стилизованная съемка

Сумасшедший рок-н-ролл: стилизованная съемка

Как трансформировались (и что означали) образы рок-музыкантов: от Чака Берри до Дамиано Давида

Журнал Vanity Fair представил обложку номера, посвященного месяцу прайда. На ней триумфаторы «Евровидения» — итальянская группа Måneskin в пестрых костюмах Gucci, рок-звезды образца 2021 года. Esquire решил проследить эволюцию образа рок-иконы за более чем полувековую историю жанра: почему одни выходили на сцену в отутюженных костюмах, другие — полуголыми, третьи, казалось, не стирали концертные майки неделями, а четвертые подсматривали наряды у секс-меньшинств.

Michael Ward / Getty Images

Рок-музыка многогранна. От мечтательного мерсибита — до хаотичного гранжа, от этнического краут-рока — до претенциозного глэма, от драматичного эмо — до тяжелого металла. Настолько же разные и образы музыкантов — представителей жанров. От галстука-бабочки — до кожаной куртки, от майки-алкоголички — до цветочного платья (как у Курта Кобейна), от обтягивающего комбинезона — до растянутого кардигана. В одних случаях образ подчеркивает смысл песни, в других — становится социальным высказыванием, в третьих — формирует альтер эго. И неизменно — помогает вписать артиста в историю, чтобы при упоминании его имени в памяти не только музыка включалась, но и появлялась картинка.

Каким мир помнит Чака Берри — человека, заложившего основы рок-н-ролла? Гитара Gibson, «утиная походка» и классический костюм, в котором бабочка иногда сменялась на тонкий галстук. Этот костюм — наследство, доставшееся рок-н-роллу от джаза, в котором единообразный строгий внешний вид всех участников коллектива способствовал концентрации внимания зрителя на исполнении, а не на образе или артистизме. Берри костюм также помогал хотя бы на время стать другим человеком: не «деревенским пареньком с гитарой в джутовом мешке» и не вооруженным грабителем, осужденным на десять лет лишения свободы, а интеллигентом, «поэтом рок-н-ролла», как его впоследствии и величали СМИ.

Michael Ochs Archives/Getty Images

Звание «короля рок-н-ролла», впрочем, досталось Элвису Пресли, который на заре карьеры тоже предпочитал костюм. Широкоплечий, подсмотренный у афроамериканских блюзменов, но с некоторой поправкой: король почти всегда приподнимал ворот рубашки, торчащей из-под пиджака, что добавляло внешнему виду драматизма и, разумеется, привлекало женщин. Элвис довольно быстро понял, что его внешность — вполне себе маркетинговый инструмент, влияющий на расположение песен в хит-парадах, поэтому скинул «дедовский» пиджак и расстегнул пуговицы на рубашке.

Bettmann / Getty Images

Поговаривают, что трансформацию Пресли затяел импресарио Пресли Том Паркер, одержимый идеей продвинуть в массы «элвисоманию». Она вылилась в субкультуру рокабилли, названную в соответствии с одноименным музыкальным жанром и во многом продиктованную внешним видом и стилем жизни бриолинщиков (или, иначе, гризеров). Бунтари с прическами, на возведение которых не щадили геля, в мотоциклетных куртках, рубашках с закатанными рукавами, драных джинсах Levi’s и армейских сапогах противопоставляли себя оседлым семьянинам и колесили по стране в поисках приключений. И хотя сам Элвис вскоре переоделся в вычурные кожаные комбинезоны, призванные ознаменовать совершенно новый этап его карьеры («Концерты Пресли стали напоминать серию обрядов и церемоний, нежели простое выступление певца», — описывала биограф Сьюзен Долл), гризеры нашли воплощение в образах других музыкантов — например, The Beatles.

PA Images / Getty Images

Участники ливерпульской четверки, объединившиеся как раз под влиянием музыки Элвиса Пресли (Джон Леннон вспоминал: «До Элвиса ничто не действовало на меня по-настоящему»), не всегда были хорошими мальчиками. Снимки начала 1960-х годов предательски зафиксировали образы всклокоченных бунтарей в кожаных куртках, темных джинсах, ковбойских сапогах и с объемными прическами. Их же увековечил в книге «Беседы с Полом Маккартни» журналист Поль дю Нойер, который беседовал не только с бас-гитаристом The Beatles, но и с его окружением. Например, с Уолтером Смитом, сшившим битлам первые костюмы по просьбе их менеджера Брайана Эпстайна. Тот считал, что более интеллигентные образы помогут группе выбраться из пабов и кабаре.

David Redfern / Redferns

«Намечалось первое выступление на телевидении, и Эпстайн решил, что музыкантам нужны костюмы, — писал дю Нойер. — Чем Уолтеру запомнились примерки? Музыканты шокировали ателье своим лексиконом; пришлось отозвать Брайана в сторонку и попросить: „Напомните молодым людям, что они в приличном заведении“. Музыканты вняли упреку. Но стряслось еще кое-что: примеряя узкие брюки, они сняли сапоги, в которых, должно быть, недавно сыграли долгий пламенный концерт в клубе Cavern. Амбре было такое, что ателье пришлось проветривать».

Несмотря на изначальное сопротивление образам, противоречащим их естеству, The Beatles быстро привыкли и к костюмам с галстуками, и к ученическим стрижкам а-ля французское каре. Как рассказывал в беседе с дю Нойером Пол Маккартни, идентичный внешний вид превращал музыкантов в «эдакое четырехголовое чудовище». «Каждый из нас переставал быть отдельным человеком, мы становились группой. Ты — часть команды, где все выглядят одинаково, ходят в униформе. Вот это мне в „Битлз“ и нравилось», — ностальгировал он.

Впоследствии образам битлов подражали группы, игравшие музыку в духе их ранних работ, — будь то The Searchers, Herman’s Hermits или The Hollies. А вот The Rolling Stones, образовавшаяся практически в то же время, что и The Beatles, и долгие годы соперничавшая с ней по популярности, должна была стать некоей «бунтарской» альтернативой: с более агрессивной музыкой и социальными проблемами в текстах, что отражалось во внешнем виде артистов.

Mark and Colleen Hayward / Redferns / Getty Images

Участники The Rolling Stones были именно артистами, а не «пятеркой парней в синих джинсах с большим количеством усилителей». «На сцене вы хотите быть новым и цепляющим и в то же время элегантным, но сумасшедшим», — погружал в свою фэшн-философию Мик Джаггер. Кроме того, сценические образы отражали название коллектива (согласно идиоматическому переводу, The Rolling Stones — «вольные странники», «бродяги»), а также подчеркивали, что этих рокеров, в отличие от ливерпульской четверки, невозможно усмирить и приручить. В ход шли парчовые куртки и викторианские блузы, объемные шубы и цветные костюмы, расшитые жилеты и обтягивающие комбинезоны, выбранные в первую очередь за их сексуальность и удобство.

Mark and Colleen Hayward / Redferns / Getty Images

О том, чтобы при помощи одежды бороться с токсичной маскулинностью или популяризировать агендерную моду, ни музыканты, ни автор их некоторых нарядов Оззи Кларк в 1960-х попросту не думали. «Сначала мне нужно понять, что такое агендерная мода в принципе», — отвечал на вопрос The New York Times Джаггер.

Не думал об этом и Дэвид Боуи, которого, как подмечал писатель Саймон Рейнольдс, ошибочно считают первопроходцем гендерных изменений в рок-музыке и моде («Многие вещи, которыми он прославился, давно сделали The Rolling Stones»). Хотя разговор о Боуи следовало бы начать с его молодости, когда длинноволосый мальчик с саксофоном пытался стать частью субкультуры модов. На ее формирование повлиял экономический бум, случившийся в Англии в послевоенные годы, в результате которого молодые люди стали тратить больше денег на увлечения и внешность, подражая группам The Kinks и The Who с аккуратными прическами и в пижонских костюмах. Впрочем, выверенный имидж модов был обманчив: они гоняли на итальянских мотороллерах и шли стенка на стенку с рокерами, предпочитавшими мотоциклы.

Michael Ochs Archives / Getty Images

Впоследствии самые радикально настроенные моды трансформировались в скинхедов. Боуи тем временем познакомился с актером и хореографом Линдси Кемпом, а через него — с комедией дель арте и искусством мимов. Тогда же музыкант впервые раскрасил лицо, а через пару лет не без помощи японского дизайнера Кансая Ямамото придумал полноценные образы, ставшие его альтер эго. Помимо самого известного, Зигги Стардаста, получеловека-полумарсианина в огненно-красном парике и виниловом комбинезоне с треугольными плечами, был, например, Аладдин Сейн с красно-синей молнией на лице и изможденный белый герцог в классическом костюме-тройке.

Альтер эго Боуи возникли не только из стремления подчеркнуть переход от одного музыкального жанра к другому и создать разное визуальное наполнение для каждого альбома. Это отражение личных переживаний музыканта, который в разговоре с журналом Rolling Stone признался, что всегда чувствовал себя незначительным и мечтал стать «больше, чем просто человеком». «Мне не нравились мои мысли, внешность, выражение лица, манеры и идиосинкризации, поэтому я разделся, выбросил все это и заменил на новую личность. [. ] Это как сменить детали в машине».

Steve Morley / Redferns

Jorgen Angel / Redferns

Daily Mirror / Mirrorpix / Mirrorpix / Getty Images

Образ Зигги Стардаста во многом был продиктован музыкой, манерами и гардеробом Джими Хендрикса — в 2009 году журнал Time признал его величайшим гитаристом всех времен. Это едва ли не первый музыкант, который не подражал предшественникам и не противопоставлял себя коллегам, а был на сцене самим собой. Рубашка с бахромой — дань родословной чероки, цветочный жакет, купленный на Кинг-роуд, — свидетельство ассимиляции в Лондоне, а золотой мундир времен Крымской войны — напоминание о годовой службе в армии, где все было не слава богу (Хендрикс спал на постах, игнорировал поручения, а после и вовсе демобилизовался из-за травмы, полученной при прыжке с парашютом). Не обошлось в одежде музыканта и без социальных подтекстов: расклешенные джинсы, рубашка в этническом стиле и многочисленные бусы и фенечки символизировали поддержку движения хиппи (сам Хендрикс хиппи не был, но выступал на «Вудстоке»), а оранжевая блуза с длинными рукавами и обтягивающие брюки в цвет подводили черту под «павлиньей революцией», наконец приветствовавшей нового мужчину (и здесь заигрывание с андрогинностью непреднамеренным не было).

Blick / RDB / ullstein bild / Getty Images

Параллельно с ритмичным и энергичным блюз-роком Джими Хендрикса зарождался хард-рок под предводительством пронзительной и оглушающей Led Zeppelin, а после — мрачной и даже инфернальной Black Sabbath. Название последней группы, заимствованное из фильма ужасов с Борисом Карлоффом в главной роли, определило образы музыкантов: черные тотал-луки, окультные украшения, ковбойские сапоги, а в случае с Оззи Осборном еще и очки неизменно круглой формы. Дьявольский стиль выделял Black Sabbath и других адептов хард-рока в лице Aerosmith, Kiss и Judas Priest в косухах с металлическими заклепками на фоне растущего количества хипповских бэндов в цветочных блузах и куртках с бахромой. Подчеркивало все это такое же дьявольское и порой шокирующее поведение. Так, по широко известным легендам, на концертах Осборн откусывал головы голубю и летучей мыши и забрасывал фанатов сырым мясом и требухой.

Рентгеновский рок-н-ролл

«Запись старая, некачественная, но, несмотря на это, хорошо чувствуется общий ритм и заводная сила этой вещи».

Читайте также  В гармонии с природой: уютная летняя свадьба

Виктор Славкин «Взрослая дочь молодого человека»

Странный предмет — рентгеновский снимок со звуковой дорожкой. Это не сюрреалистический выверт и не концептуальная загадка. Это — наша историческая данность. Сейчас вещичка требует пояснений — причём глубоких, на уровне социологии, политики, экономики. Почему вдруг появились кустарные пластинки, состряпанные из столь нетривиального и даже пугающего материала? Переломы на просвет! Фильм Валерия Тодоровского «Стиляги» (2008) начинается с эпизода в медицинском кабинете. Потом нам являют процесс изготовления «буги-вуги на костях». Специальный аппарат, нарезавший звуковую дорожку. Запретный мир. Грязные танцы. «Музыка толстых» — по хлёсткому и грубому выражению пролетарского писателя. Самопальные «диски» продавались на чёрном рынке, из-под полы. Джаз, танцевальная поп-жвачка, Пётр Лещенко и ещё как-то эмигрантские романсы — всё годилось для тайного бизнеса.

Это расцвело в послевоенном СССР, когда молодёжь определённого сорта и вида ощутила потребность в эффектах. Оркестр Гленна Миллера, блёстки, шелка, искры из глаз. Окно в другую, завлекательную life, которая мало походила на бытие в коммунальной квартире с непременной тётей Зиной, плюющей в соседский рассольник. Реальность Америки и особенно Европы не была краше, но у них имелся киношный миф. Грёза о том, что всё окей, а завтра и тебе повезёт, вот увидишь. Многие исследователи отмечают, что демонстрация всех этих «Серенад Солнечной долины» и «Тарзанов» обернулась крахом. Роковая (от слова rock) ошибка. Не идеологическая, но — бытовая, житейская. Просчитались, когда кинули полуголодной стране яркую сказочку — из неё быстро получился миф о западном преуспеянии. Главным раздражителем были вовсе не наряды и не апартаменты, а — музыка. Она казалась иной и манящей. Её сочли главным козырем свободного мира. Более того, постепенно сложилось мнение, что если нам что-то запрещают, стало быть, оно — достойное. Вы запрещаете? Так я буду петь! Доставание англоязычного музона, прикосновение к хай-лайф. Писатель-диссидент Василий Аксёнов постоянно подчёркивал, что джаз, рок-н-роллы, твисты, шейки обернулись чем-то большим, нежели набор звуков. Наивное и агрессивное западничество, приведшее всех нас к отказу от Прекрасного Далёка. Буржуйские танцы, прорывавшиеся через шумы и скрипы, — «буги на костях» не отличались высоким качеством, но и такое было в цене, шустрые мальчики продавали «мечту» в подворотнях, паслись возле музыкальных магазинов, отслеживали потенциальную клиентуру — вон тот в ярких брючках, наверняка, польстится.

Выставочный центр «Гараж» представляет экспозицию, обращённую в прошлое – к тем забытым чёрным пластинкам с просвечивающими рёбрами, лучевыми косточками и шейками бедра. «Ещё бы! Парни, да эту же пластинку в музей надо. Молодёжь ведь не знает, что у нас первые джазовые пластинки на рентгеновских снимках записывались. Джаз на костях! Музыка на рёбрах! Скелет моей бабушки! Это ж вот как крутились!» — восклицал Прокоп, герой пьесы Виктора Славкина «Взрослая дочь молодого человека». И вот пластинки дождались своего часа. Устроители сообщают: «Выставка «Музыка на костях» посвящена уникальному эпизоду из жизни послевоенного советского общества: в конце 1940-х — начале 1960-х изобретательные советские меломаны использовали трофейные и самостоятельно изготовленные рекордеры, чтобы подпольно копировать на рентгеновские снимки музыку, не входившую в дозволенный цензурой репертуар».

Интересно, что перед нами — коллекция англичанина. Для Стива Коутса всё это – русская экзотика и арт-объект, а для нас — часть материальной истории. Впервые увидев самодельную рентген-пластинку, британец впал в лёгкое оцепенение: «Я был поражён странной, призрачной красотой этого предмета, стал искать другие образцы, другие записи – так постепенно возникла идея архива этих снимков и оцифровки музыки с них». Сначала возникло изумление, но лишь затем явилась идея музыки. Экспозиция оформлена стильно-молодёжно, как нынче принято: полумрак, подсветка, пространственные решения, которые сами по себе – уже искусство. Громадные светящиеся фотографии тех дисков, во всю стену круг с фрагментами скелета и сами пластинки с корявыми подписями — «ансамбль такой-то», а то и вовсе диковатое: «Пэт Бун Хали-Гали». Как заклинание. Всё — наспех, ибо в любой момент могла начаться облава. А всё простенько и буднично: PatBoone — американский исполнитель симпатично-карамельных песенок, некоторое время соперничавший с Элвисом Пресли.

А вот запись композиции «Rock Around the Clock» — считается, что именно с неё началось увлечение рок-н-роллом в Советском Союзе. В короткометражке «Иностранцы» (1960) утро тунеядца на фоне «Rock Around the Clock» — позднее, нетрудовое, расслабленное утро. Под ритмы Билла Хейли парень наливает себе рюмочку — какова музыка, таков и настрой. Правда, у этого «мажора» — катушечный магнитофон, признак дольче-вита эпохи Оттепели. Большинство же довольствовалось самопальным «роком на костях». В своей книге «The Strange Story of Soviet Music on the Bone» Стив Коутс констатировал: «Песня Билла Хейли «Rock Around the Clock» обрела почти мифический статус. Её текст вряд ли может считаться антисоветским, да и вообще протестом против чего бы то ни было, однако звучащее в песне предложение бросить всё ради непрекращающегося танца раздражало власть настолько же, насколько восхищало советских стиляг». Стив не договаривает — эта вещь, равно как и другие рок-н-ролльные композиции, бесили западную консервативную публику, клерикалов, политиков ультраправого и даже умеренно правого направления точно так же, как и советскую номенклатуру. Если у нас эти танцульки считались проявлением буржуазной тлетворности, то в Англии, США говорилось о влиянии… разнузданных «левых» сил, подкармливаемых из Кремля. Во Франции рок-н-ролл объявляли американской дешёвкой. Риторика весьма сходна: лозунги о чужеродности, пошлости, похабстве. С одним немаловажным исключением: в капстранах «Rock Around the Clock» могли бранить, но дельцы звукозаписывающих компаний смотрели на это сквозь пальцы — прибыль важнее идеологии, а раз молодёжи нравится вертеться и подпрыгивать, будем ей благодарны и подсунем яркую пластиночку. В Советском Союзе мода не имела никакого влияния на Агитпроп: он сам создавал моду или же фильтровал всё, что поступало из-за бугра. Пижонам приходилось выкручиваться и проявлять смекалку, часто не совместимую с моралью и уголовным кодексом.

На выставке можно увидеть диковинный агрегат — рекордер, тот самый, на котором производилась запись. Также можно узнать имена ребят, которые держали «бизнес»: Борис Тайгин и Руслан Богословский. Гении технологий! Разумеется, они получили ощутимые сроки за свои художества, что было правильным и закономерным. Вместе с тем, их искренне жаль, как и многих обитателей «параллельного Совдепа» с его самопалом, самиздатом и самогоном. Люди, ползавшие (а не летавшие!) вне системы, вопреки системе и — благодаря системе. Кому пришло бы в голову наживаться на запрещённой или некольмильфотной музыке, если бы она не была табуирована? Препоны возбуждали страсть — часто порочную, а страсть порождала желание получить, прикоснуться. На выставке представлены записи и русских исполнителей – Петра Лещенко, Вадима Козина, каких-то оркестров. Эмигранты, либо, как Вадим Козин, попавшие в опалу. Занятно выглядит пластинка с романсом Константина Сокольского «Скажите, девушки, подружке вашей» — не все разрешённые исполнители имели доступ к государственной звукозаписи. Многие романсы, преспокойно исполняемые на эстраде (особенно в провинции или в курортных городах), оказывались непригодными для официального тиражирования. Так создавался дефицит, повышенный спрос, нервный вопрос: «Где достать?».Общество — даже самое передовое — не может существовать без лёгкой, простенькой и бессмысленной музыки. В Советском Союзе этого упорно не желали видеть и понимать. Что в итоге? Американские и прочие западные «голоса» принялись окучивать нас при помощи своей поп-культуры, а ушлые пацаны, вроде вышеуказанных Тайгина и Богословского, клепали свои пяти-семи-десятирублёвые пластинки. Василий Аксёнов писал: «Первые выловленные из эфира на программе «Голос Америки» в пятидесятые годы звуки «бибоп» распространялись в России на самодельных пластинках, сделанных из рентгеновских пленок. Труба Гиллеспи и кларнет Гудмана проходили через тени грудных клеток, бронхов и лёгочных альвеол. Подпольная индустрия этих пластинок так и называлась «Джаз на костях». Вот вам картина из далёкого советского прошлого. Юнцы в свитерах с оленями вокруг чемоданного патефона. Придавленная в центре, чтобы не вспучивалась, перевёрнутым бокалом, крутится самодельная пластинка. ».

В ленинградской хронике 1950-х годов показывают лица молодых парней, торговавших рок-н-роллами возле музыкального магазина. Их взяли с поличным. Дегенеративные лица и — добротные плащи, стильно пошитые пиджачные пары, красивые галстуки. Закадровый голос вещает что-то о «. немудрёной анатомии духовного убожества». Оно так, но не меньшее убожество — такие сюжеты, где ресторанам противопоставляется. учёба в техникуме. На этой дурацкой антитезе выигрывали только наши геополитические противники, из года в год воспитывавшие уверенных и циничных западников. Эта выставка — не просто ретро-путешествие или шок-инсталляция, посвящённая старинному русскому ноу-хау. Это — предупреждение всем «запрещальщикам» и «заградителям от скверны». Советский мир упустил молодёжь, которую тут же подхватили и закружили в Rock Around the Clock-е американские радиостанции: чем изощрённее их глушили, тем сильнее они нравились. Слава рентген-рока закончилась в середине 1960-х — с массовым распространением катушечных магнитофонов. Жить стало проще, лучше, веселее и — безопаснее. Коллекционер Стив Коутс подытоживает: «Конечно, в мире и по сей день есть места, где музыка и культура подвергаются цензуре, но в целом мы живём в эпоху, когда прослушивание любой музыки не предполагает никакого риска, никакой опасности. В чем тогда её ценность?». Ценность музыки в самой музыке. Но иногда — в трудностях, с которыми её достаёшь.

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Вечеринка в стиле рок-н-ролл: танцы против скуки

Давно минули 50-е, но в ритме «качайся и катись» по сей день живут миллионы поклонников этого музыкального жанра. Вечеринка в стиле рок-н-рол пестрит яркими образами, простыми четкими темпами и развязными танцами! Это слияние белой и афроамериканской культур, коктейль из джаза, блюза, буги-вуги и кантри. Это возможность сбросить напряжение скучных будней, оторваться на всю катушку и веселиться до самого рассвета!

Оформление

Начните с выбора цветовой гаммы. Есть два одинаково справедливых решения: белый с золотом или радужные краски. Первое сочетание ассоциируют с самым знаменитым образом Элвиса Пресли, яркие цвета – более поздняя эпоха, стиляжные времена.

Бело-золотое оформление вечеринки в стиле рок-н-ролл: чехлы на мебель, драпировка стен или белые обои, много позолоты и окрашенных золотой краской декораций. Ткань должна быть тяжелой, идеально подойдет атлас – его сияние подчеркнет блеск золота. Самое простое решение – снять ресторанный зал, оформленный в белых тонах. Для цветного оформления подойдут самые яркие оттенки – салатный, фиолетовый и сиреневый, розовый и голубой, желтый и рыжий. Необязательно мешать их все, можно выбрать три основных цвета и акценты. Идеально подойдет ткань и бумага в горошек, пеструю полоску, цветочные узоры.

Читайте также  Кристальная чистота любви: свадьба в стиле европейской классики

Развесьте под потолком свисающие вниз гирлянды звезд, атласные ленты или крученый серпантин – золотистый, серебряный или разноцветный. Поспрашивайте у друзей старые пластинки – их можно развесить на стены как дорогие музейные экспонаты (под стекло) или как декор, раскрасив в выбранные цвета. Вырежьте из пластинок фигурки – бабочек, розы, силуэты исполнителей, музыкальные инструменты, буквы рок-н-ролл. Если жаль портить раритет, сделайте пластинки из плотной глянцевой бумаги, можно не только черной, но и яркой разноцветной – так даже веселее!

Вспомните имена культовых исполнителей, чтобы подчеркнуть, что это именно вечеринка в стиле рок-н-ролл: фото Элвиса, Ванды Джексон, Скотти Мур, Чака Берри и других звезд распечатайте и приклейте на стенд или просто развесьте вдоль стен. Чтобы получилось интереснее (портретная галерея может показаться скучноватой), используйте динамичные концертные фото, лучше состаренные.

Украсьте помещение музыкальными инструментами – настоящими или нарисованными на картоне, выпиленными из фанеры или сделанными из других подручных материалов. В первую очередь это знаменитая гитара Элвиса, элегантные саксофоны, различные ударные, контрабасы и фортепиано. Из маленьких фигурок можно сделать гирлянды, а большие повесить на стены или оставить стоять вдоль стен – гости смогут взять их и подурачиться, изобразив музыкальную группу.

Еще ассоциации, которые можно использовать для декора: фигурки нот, кадиллак, микрофоны, сцена, солнечные очки, старые музыкальные автоматы и проигрыватели, орлы и распахнутые крылья. Например, большой картонный кадиллак можно использовать как фон или тантамареску для памятных фото, ноты и микрофоны приклеить на шпажки и украсить блюда. В форме любого перечисленного предмета можно сделать открытку-приглашение, но самым популярным вариантом все-таки остается гитара или пластинка (текст можно написать прямо по кругу в центре).

Костюмы

На вечеринку в стиле рок-н-ролл костюмы придется надеть всем, ведь современная простая одежда или вечерние наряды точно не впишутся в атмосферу. Обязательно упомяните об этом в пригласительных, а лучше – приложите снимок выбранного образа, так как некоторых гостей (особенно самых молодых) тема может поставить в тупик.

Если вы остановились на оформлении в белом цвете и золоте, идеально подойдут образы легендарных исполнителей и «настоящие» сценические костюмы. Это довольно сложно и требует времени на подготовку, хотя подходящие наряды можно взять напрокат. Для девушек уместен стиль нью-лук: узкий верх, пышная юбка, тоненькая талия, прическа волнами, яркий макияж. Помогут подчеркнуть образ длинные перчатки, крупные украшения, закрытые туфли на устойчивом каблучке. Парни могут прийти в винтажных костюмах (клеш или зауженные штанины, полоска или много золота, разноцветных камней – сценический образ), в шляпах или с «коками» — прическа Элвиса.

Стиляжный силуэт похож на предыдущий образ, но краски ярке, а их сочетания самые безумные. Пышные платья в горошек для дам, яркие кричащие рубахи, яркие носки и полоска на пиджаках и брюках для парней. Вполне уместна джинса – брючки, юбки и костюмы из самой американской ткани поверх ярких рубашек или маек. Можно заказать для друзей футболки с подходящими принтами (портрет Элвиса, гитара, пластинки) – самый простой и не затратный вариант.

Сервировка и меню

Предпочтительнее легкие закуски, так как вечеринка рок-н-ролл подразумевает сценарий с активными танцами и заводной музыкой, не дающей усидеть на месте. Разложите морепродукты, икру, салаты в корзиночки и тарталетки. Приготовьте рулеты из мясной и рыбной нарезки, сделайте канапе и маленькие шашлыки на шпажках – в общем, классический фуршет. Не забудьте десерты и фрукты – яркие, разноцветные или в золотой и серебряной обсыпке. Печенья и пирожные в форме нот, микрофонов, гитар. Напитки по вкусу друзей, идеальны коктейли и мартини для дам, крепкие напитки (коньяк, портвейн) для мужчин. Хотя и обычное пиво не выпадает из темы.

Стол лучше сдвинуть так, чтобы по центру осталось много свободного пространства для конкурсов и танцев. Украсьте скатерть пластинками и гитарами (можно вырезать из бумаги или ткани, и пришить по периметру). Купите или сделайте подходящие салфетки, шпажки, украшения для тарелочек и подносов. Вазы под цветы, блюда под фрукты или конфеты можно сделать из настоящих пластинок, немного разогрев винил.

Развлечения

Для вечеринки в стиле рок-н-ролл музыка должна быть узнаваемой – скачайте лучшие хиты, которые на слуху или в памяти друзей. Американские композиции идеальны для танцев, а русским звездам гости смогут подпевать, что наверняка повысит градус веселья! Исполнителей очень много и среди наших звезд – Браво, Сюткин и Агузарова, Машина времени, Гавайские острова, Секрет (Мажорный рок-н-ролл), Юрий Лоза (Баба Люба), Максим Леонидов (Другое кино). Включите в сценарий «Угадай мелодию» – нарезка самых популярных песен (Ленинградский рок-н-ролл Агузаровой, Дополнительный 38-й Чижа, Отпусти меня Макаревича – интернет в помощь).

Подготовьте веселые танцевальные конкурсы – под звуки рок-н-ролла буквально невозможно сидеть и скучать! Примеры:

1. Нитки чуть длиннее, чем расстояние от талии до пола. На конце нитки – спичечный коробок. Гости танцуют так, чтобы наступить на коробок соседа и оторвать его. При этом надо следить, чтобы свой коробок остался в целости (игра на выбывание).

2. Пластинки зажаты подмышками. Друзья активно танцуют, стараясь не уронить пластинки (уронил обе – выбыл).

3. Ведущий показывает основные движения твиста, рок-н-ролла, буги-вуги и т.д. Гости повторяют, в конце выбирается лучшая пара (общим голосованием или юбиляром).

4. Караул, облава! Эти слова ведущий вскрикивает время от времени, пока все танцуют. Услышав команду, парни изображают деревья (стоят смирно), а девушки забираются повыше на руки к парням. Девушка, которой не досталось дерева, выбывает. Перед началом ведущий вечеринки говорит пару слов о том, что в СССР рок-н-ролл и стиляги долгое время были неугодным элементом.

5. Цветные танцы (ведущий время от времени называет любой цвет). Танцующие гости должны найти в костюме соседа нужный цвет и дотронуться до него. Кто дольше всех думал – выбывает. Сначала названия цвета произносят раз в полминуты, затем все быстрее и быстрее – получается веселый кавардак!

Хоть гости наверняка ждут активную и подвижную вечеринку в стиле рок-н-ролл, сценарий должен включать и спокойные конкурсы. Друзья смогут пообщаться, немного отдохнуть и перекусить. Примеры:

6. Острый нюх (еда, пахучие предметы и веревка, широкая лента). Гостю завязывают глаза и предлагают по нюху определить, что болтается перед его носом.

7. По детскому фото или хитовой музыке угадывайте исполнителя.

8. Сладкие гонки (миски с сахарной пудрой по количеству участников, карамель в ярких фантиках). Гости должны зубами достать как можно больше конфет так, чтобы как можно меньше испачкать лицо.

9. Газетный хит (стул, несколько газетных вырезок с короткими статьями). Друзья должны прочесть текст нараспев, в ритме рок-н-ролла (можно фоном включить музыку без слов, так будет проще). Выбирайте самые неподходящие тексты (прогноз погоды, гороскопы, политические обзоры). Кто лучше споет нелепицу, тот и победил.

10. Бой настоящих мужчин (боксерские перчатки, конфеты в обертках). Конфеты сразу не показывайте, пусть гости думают, что по сценарию им предстоит дружеский спарринг. Когда участники выбраны, правила озвучены (не бить до синяков, не бить ниже пояса и т.п.), ведущий выносит две миски с конфетами. Парни должны за минуту снять с конфет обертки, не снимая перчаток. Победит тот, кто развернет больше конфет для своей дамы сердца.

Это только малая часть игр, которые вы можете использовать. Конечно, для вечеринки в стиле рок-н-ролл конкурсы должны быть юмористическими и веселыми, живыми, под громкую музыку! Любые игры, популярные на вечеринках, впишутся в тему – выбор зависит только от нравов вашей компании.

Пять фильмов, где танцуют рок-н-ролл

13 апреля весь мир отмечает день рождения рок-н-ролла — музыкального направления, ассоциирующегося со временем бунтарства и бешеных танцев. Однако историческое событие, положившее начало и этому празднику, и рок-н-ролльной культуре в целом, произошло днем раньше. 12 апреля 1954 года американский музыкант Билл Хейли записал композицию «Rock Around The Clock», ставшую первым хитом рок-н-ролла и гимном целого поколения. «Коммерсантъ Стиль» составил подборку фильмов, где танцуют самый зажигательный рок-н-ролл.

Третий фильм короля рок-н-ролла Элвиса Пресли — безусловная классика как рок-н-ролльной культуры, так и кинематографа. Главный герой фильма — отпетый хулиган Винсон в исполнении Элвиса Пресли открывает в себе музыкальный талант, пожалуй, в самом неожиданном для этого месте — тюрьме. Именно там он встречает друга и наставника — знатока кантри Хенка Хотона, который заставит юношу поверить в свой талант. Картина получила свое название в честь главного саундтрека в исполнении самого Пресли «Jailhouse Rock». Ставшая впоследствии визитной карточкой певца, композиция особенно ярко звучит в этом фильме благодаря зажигательному танцу. На фоне тюремных декораций Элвис Пресли и другие заключенные танцуют рок-н-ролл так энергично и заразительно, что сразу хочется двигаться с ними в такт. Кстати, весь танец Элвис Пресли придумал сам. Позже хит «Jailhouse Rock» займет 67-е место в рейтинге 500 величайших песен всех времен, по версии журнала Rolling Stone, а музыкальный номер из фильма назовут одним из лучших примеров первого музыкального клипа.

Невероятная пластика Джона Траволты, занимающегося танцами с восьми лет, известна его поклонникам по многим фильмам, однако первую славу и популярность актеру принес музыкальный фильм «Бриолин», где танцует и поет Траволта очень много. Премьера картины о жизни старшеклассников 1950-х годов сопровождалась массовой истерией среди женской части зрителей. Стали даже поговаривать о таком явлении, как «траволтомания». И все из-за молодого и обаятельного Джона Траволты, который так гармонично вжился в образ бунтаря-старшеклассника. При этом стиль актеров сильно повлиял на молодежную моду 1970-х, фразы героев вошли в разговорный английский язык, а музыкальные номера из фильма стали частью истории музыкального кино. Один «мальчишеский» танец в автомастерской под композицию «Greased Lightning» чего стоит.

«Назад в будущее»

Самая известная сцена культового фильма — выступление главного героя Марти Макфлай (Майкл Джей Фокс) на школьном балу. Здесь он исполняет композицию «Johnny B. Goode» Чака Берри, под которую в школьном спортзале лихо отплясывают дамы в пышных юбках и юноши с высокими прическами. Съемки гитарного соло заняли две недели, потому что режиссеру хотелось сделать эпизод максимально правдоподобным. По сюжету во время выступления главного героя его товарищ по группе — Марвин Берри звонит своему двоюродному брату Чаку Берри и через трубку дает послушать эту песню. По задумке режиссера, свой хит Берри якобы подслушал через телефонный аппарат. На самом же деле никакого двоюродного брата по имени Мартин у Чака Берри никогда не было.

Читайте также  Книга пожеланий: 15 идей для оформления

По словам режиссера картины Джона Уотерса, фильм задумывался как пародия на музыкальные молодежные фильмы 1950-х годов. Совсем юный здесь Джонни Депп играет бунтаря и красавчика, способного во время своих рок-н-рольных выступлений растопить десятки девичьих сердец, пустив в конце песни лишь одну слезу. Но сам он при этом влюбляется только в одну — прилежную девочку Эллисон, принадлежащую клану богачей и консерваторов. История Ромео и Джульетты 50-х разворачивается на фоне танцев и рок-н-ролла. Одним из самых ярких моментов стало выступление Плаксы с песней «King Cry-Baby», под которую оставаться спокойным не может никто в зрительном зале.

Как известно, в СССР в 50-е годы рок-н-ролл был под запретом как западная культура, пропагандирующая неподходящий для советского человека образ жизни. Об этом непростом противостоянии снял свою картину «Стиляги» режиссер Валерий Тодоровский. И хотя истинная рок-н-ролльная культура прошла Россию стороной, в «Стилягах» оказалось много чего, что пришлось по душе отечественному зрителю. Яркие наряды, необычные прически, зажигательные танцы под культовые мелодии 80-х в рок-н-ролльной обработке. Использовать американские песни 1930–1950 годов, которые слушали сами «стиляги» в русской картине, Тодоровский посчитал нелепым. Поэтому авторы фильма остановили свой выбор на «русском роке» в новой аранжировке. Практически каждой песне соответствует танец — буги-вуги, блюз или рок-н-ролл, как, например, «Моя маленькая Бэйба» в исполнении героя Максима Матвеева.

Молодость, творчество и музыка – свадьба в стиле рок: пригласительные и декор

Если традиционная свадьба кажется вам слишком предсказуемой, попробуйте внести в сценарий торжества необычные мотивы. Свадьба в стиле рок-н-ролл – это яркая зажигающая музыка, творчество и молодость. Вопреки мнению скептиков, легендарные мелодии в исполнении Элвиса Пресли и «Битлз» всё ещё живы и способны вдохновлять на решительные поступки.

Гламур 60-х западного или советского образца – на чем остановиться, выбирать вам. Мы составили список общих рекомендаций для создания «рок-н-ролльной» атмосферы.

Пригласительные

Первое, что увидят гости вечеринки, – стилизованные пригласительные карточки. Виниловые пластинки, бабочки, фото известных музыкантов, вырезки из модных журналов, – эти и другие мотивы можно использовать, чтобы создать эффектные пригласительные на свадьбу в рок стиле.

Предпочтительны черно-белая гамма, простой незамысловатый текст. Интересный вариант – положить в конверт настоящую виниловую пластинку небольшого размера. Если вы уверены, что гость сможет прослушать запись, можно создать «живое» послание от новобрачных.

Для материала конверта используют как обычную бумагу, так и плотную просвечивающую пленку с черно-белыми картинками – гитарами, черепами, и т.д. Можно вырезать приглашения и декорировать их огромными очками.

Свадьба в стиле рок предусматривает и кодовый язык мероприятия (у «стиляг» есть свой жаргон!), а также краткая программа – при помощи приглашений информируйте гостей о предстоящем событии. Получив подробные инструкции, они смогут создать тематический образ и вписаться в общую атмосферу вечера.

Интересно! В такой стилистике можно провести и выкуп невесты. Его плюс в том, что все гости получат заряд позитива и лучше проникнуться атмосферой торжества.

Стильные молодожены

Образ рок-н-ролла для невесты создается при помощи одежды, прически и аксессуаров. Идеально подойдет короткое платье до колена, либо длинное классическое, с накинутой поверх черной кожаной курткой.

Невеста в стиле рок-н-ролл должна быть яркой, однако наряжаться подобно новогодней елке не стоит! Достаточно нескольких акцентов – укладка а-ля Элвис Пресли, черные лаковые туфли и пояс, нестандартный букет. Сочетание белого и красного также допустимо. Приветствуются фасоны 60-х, крупные бусы, ободки.

Для тех, кто придерживается советской трактовки стиля рок-н-ролл, желательно посмотреть кинофильмы прошлых лет или нашумевших «Стиляг». В них продемонстрированы модные веяния, которые можно взять на вооружение: характерные принты – крупный «горох» и «клетка», бантики в волосах, лаковые босоножки на каблуке, цветные колготки на контрасте с основным тоном платья.

Отличный вариант для свадьбы с множеством музыкальных развлечений – платье-трансформер. После официальной части можно отстегнуть верхнюю юбку и превратить его в короткий вариант для вечеринки в стиле 60-х. Возможные дополнения для такого наряда – шляпка-вуалетка, туфли на каблуках-рюмочках, перчатки.

Интересно! В букете невесты могут присутствовать искусственные цветы, выполненные из винила. Цветовая гамма флористической композиции – черно-белая, красно-белая, розово-черная.

Если жених выбирает черную «классику», к традиционному костюму можно подобрать яркий галстук и озорные кеды черного цвета. Можно дополнить наряд запонками, использовать заклепки, стразы, цветные нашивки.

Свадебный распорядитель

Для кортежа подойдет байк или открытый автомобиль контрастного цвета, декорированный блестящей рок-гитарой, черно-белыми шарами и жестяными банками на длинном шнуре, привязанными к задней части.

Елена Соколова

Подружка невесты

Для развлечения юных гостей подготовьте раскраски с гитарами, музыкантами и другими сюжетными изображениями.

Валентина

Дресс-код

Дресс-код зависит от конкретного направления. Например, свадьба в стиле панк рок выглядит не так, как свадьба в стиле глэм рок. Но есть общие стилистические тенденции.

Вы можете попросить друзей и родственников облачиться в одежду определенного фасона и цвета, выбрать идентичные аксессуары, либо предоставить гостям простор для фантазии. Свадьба в стиле рок-н-ролл будет особенно интересной, если поработать над каждым образом в отдельности. Различия в деталях и общая гармония стиля доставят радость участникам торжества.

Гости женского пола могут облачиться в платья с пышными верхними юбками и подкладом. Крепдешин, броская бижутерия, яркий макияж добавят наряду характерные черты рок-н-ролльного стиля. Туфли и кеды на платформе вместо каблуков – вполне допустимый вариант в рамках данной темы. Мужчины впишутся в дресс-код мероприятия благодаря брюкам-клеш или «дудочкам», укладкам а-ля «Кок», ярким платкам вместо галстука и прочим аксессуарам.

Атмосфера

Чтобы вдохнуть в оформление свадьбы в стиле рок нужную энергетику, в помещении развесьте на стенах виниловые пластинки, раскрашенные водоэмульсионными красками. Из данного материала можно вырезать фигурки людей, гитар, нот, бабочек, развесив их под потолком.

Если у входа окажутся фигуры известных «звезд» рок-н-ролла в натуральную величину, вы подарите гостям свадьбы необычную встречу и идею для памятных снимков. Развесьте на стенах гитары, саксофоны, либо воспользуйтесь соответствующим реквизитом. Гирлянды из лампочек также окажутся удачным аксессуаром для потолка, стен и банкетной зоны. Хороши в качестве декора муляжи ретро-автомобилей.

Интересно! Из гитары можно выполнить множество разных стилизованных аксессуаров для интерьера. Развесьте на ней ленточки, превратив в «дерево желаний», оборудуйте с помощью гитары гостевую книгу, праздничное меню.

Баннеры с текстами и поп-артом, караоке-зона, контрастные надписи, воздушные шары, флажки – если ваше свадебное торжество напоминает шумную вечеринку, вы всё делаете правильно!

Продумайте зону для танцев – вместительную танцплощадку с «потертостями» на полу или лаконичным рисунком. Сцена для выступления артистов является обязательным атрибутом тематики, даже если вместо эстрадных исполнителей на ней будут находиться гости.

В зале также можно установить автомобиль, готовый перенести присутствующих в атмосферу 60-х. Он может быть настоящим или декоративным. Главное – выдержать общее стилистическое направление.

Стол и праздничные угощения

Для зажигательных танцев потребуется сытное, но легкое угощение. Организуйте фуршет в формате «шведского стола», для «стиляг» – характерный для советского времени праздничный банкет. Нотки ностальгии проявляются в рецептах, подаче блюд.

Позаботьтесь о посуде а-ля 60-е, расставьте на столе ретро-статуэтки. Виниловые подставки в качестве основы подставок под горячее, вазочек и тарелок для сладких десертов станут главным мотивом декора. Именные карточки для гостей приклейте к гитарам-подставкам. При помощи гитар и плакатных картинок можно оформить нумерацию стола. Отличная идея для рассадки гостей – фотопортреты «звезд» рок-н-ролла.

Свадебный торт – это всегда «гвоздь программы» на праздничном столе. Стопки пластинок, музыкальный стан в несколько рядов, ярусы с гитарными мотивами – для декора кондитерского изделия можно выбрать различные мотивы.

Допустимы черно-белые элементы, а также розово-черные, «металлические» оттенки, контрастные крупные надписи, фигурки жениха и невесты в компании с известным певцом 60-х.

Можно заказать торт в виде гитары, декорировать крупной сладкой фигурой саксофона, дополнив композицию золотистыми звездочками.

Ритмы 60-х

Используйте как традиционные музыкальные «рок-н-ролльные» хиты, так и ремиксы любимых мелодий. Живое выступление в данной тематике приветствуется – гости почувствуют себя зрителями на концерте, либо посетителями зажигательной танцплощадки. Тщательно подбирайте репертуар, обратив внимание на медленные мелодии. Наверняка гости захотят расслабиться и отдохнуть под более спокойный музыкальный фон. Важно соблюсти баланс и найти подход к публике разных возрастов.

Для танца молодоженов выбирайте что-нибудь романтичное (Love me Tender – пример композиции для «сладкой парочки») или, напротив, подчеркнуто зажигательное. В первом случае присутствующая публика наслаждается видом новобрачных, а во втором – спешит присоединиться к ним, оказавшись на танцполе.

Помимо рок-н-ролла, актуальны любые популярные направления а-ля «шестидесятые». Сочетайте иностранные и отечественные композиции, создавая сумасшедшую танцевальную атмосферу. Перед свадьбой желательно прослушать весь музыкальный ряд, а также живое выступление, которым вы планируете удивить публику.

Развлекательная часть

Для отдыха от шумных танцев уместны следующие конкурсы:

  • Викторина на знание «слэнга» молодежи прошлых лет
  • Лучший танец в индивидуальном или групповом исполнении
  • Пародия на популярных артистов

Творческие мастер-классы хороши для тех, кто любит создавать аксессуары своими руками. В качестве материалов понадобятся пластинки, крупные бусины, тонкая бумага, картон, деревянные заготовки, стразы, декоративные элементы с гитарами, очками, звездочками, и т.д.

Незабываемые фото

Классика жанра рок-н-ролльной свадьбы – стилистика живого музыкального выступления, где в качестве «звезд» выступают гости вечера и главные виновники торжества. Фотоснимки с гитарами и саксофонами, в танцевальном вихре танцпола, окружении «винила» – идеи для съемок подсказывает тематика мероприятия. Ретро-автомобиль также может стать основой для сюжетного ряда (в качестве альтернативы можно воспользоваться современным «Кадиллаком»!). Байк и прогулки «с ветерком» станут настоящим хитом – дайте проникнуть духу свободы в ваши свадебные снимки!

Подводя итоги

Для того чтобы погрузиться в ритмы рок-н-ролла, хорошо использовать любые источники информации: картинки с плакатов, из модных журналов, кинофильмы, хроники выступлений артистов. Для создания характерной атмосферы создавайте единый стиль пространства, нарядов, аксессуаров, памятных подарков, и т.д. Контрасты и неудержимые мелодии в духе бунтарских «шестидесятых» – на такой свадьбе никто не останется в стороне от развлечений и танцев.