Вдохновение балетом: стилизованная съемка

Куда приводят мечты: как стюардесса, судья по конному спорту и руководительница компании танцуют балет

by Татьяна Топилина
in Вдохновение

Всегда мечтали научиться танцевать балет, но вздыхаете: «Это не для меня»? Автор и организатор шоу-проекта «Куда приводят мечты» Лера Тальони уверена: осуществить можно все, стоит лишь захотеть! В ее трехмесячном танцевальном проекте собрались совершенно разные девушки, которых объединило одно желание – станцевать на большой сцене в рамках красивого шоу, соединившего классический балет и современный танец. Что привело в этот проект участниц, как проходят их занятия, и главное — чего они ждут от проекта, узнавал AnySports.

Лера Тальони – почти всю жизнь в танце. Она — призер и финалист международных турниров по бальным и современным танцам, чемпионка России по хип-хопу в составе коллектива Maxstream 2011 года. Выступала в качестве одного из организаторов крупнейшего фестиваля по современным танцам Vertifight Russia. Родив два года назад дочь, вернулась к занятиям балетом после восьмилетнего перерыва. А в прошлом году решила – нужно запустить проект «Куда приводят мечты»! И вдохновила ее на такой шаг бесконечная любовь к балету.

«Создавать спектакль абсолютно нового для балета формата – невероятный азарт и удовольствие. Дать возможность любителям этого вида искусства выступить на сцене – еще большее чудо. Моим проектом я постараюсь донести до зрителя, что все мечты сбываются, какие бы трудности и препятствия не ожидали нас на пути», — говорит Валерия.

A post shared by Lera Taglioni (@lera_taglioni) on Mar 15, 2017 at 11:39am PDT

Одно из ключевых лиц проекта — Филимонова Ольга Григорьевна , главный хореограф-постановщик проекта, основатель и художественный руководитель школы балета «Апсара», заслуженный работник культуры. Окончила Академию русского балета (им. Вагановой), выступала на сцене Мариинского театра. По ее словам, ей интересно наблюдать за потоком жизни в проекте. «Для меня это очередная попытка доказать, что можно научиться хорошо танцевать практически в любом возрасте. Нужно только иметь большое желание и много упорства», — говорит Ольга Григорьевна.

А что же думают главные героини всего этого действа – девушки, которые пришли в проект, следуя за мечтой?

Таисия Чернышова — руководитель детской конноспортивной школы в Москве, кандидат в мастера спорта, судья по конному спорту, тренер 1 категории, пианистка.

«Балет для меня сейчас в новинку, хотя в детстве я три года занималась классикой. Попала я сюда по воле случая – познакомилась с Лерой и узнала, что скоро она запускает шоу-проект. А я как раз недавно смотрела фотографии мамы – она 20 лет занималась балетом — и восторгалась. Ну и решила: «Это то, что мне нужно!». Просто так пойти заниматься в школу балета для взрослых, а мне сейчас 35 лет, я бы точно не собралась. Я проектный человек, ради дела могу собраться, отжаться, а потом уже расслабиться и наслаждаться результатом».

У Таисии спортивный бэкграунд, но занятия хореографией открыли для нее новые грани возможностей тела. «В отличие от конного спорта, где я профессионал, в балете много пластики, нужна растяжка. Я понимаю, что это очень полезно — не только для красоты, но и для здоровья».

Курс танцев от победителя проекта«Танцы со звездами» Дениса Тагинцева поможет каждому пуститься в пляс. Подробнее о курсе здесь.

Как и все участницы проекта, Таисия ждет финального выступления – на него придут все близкие люди. «Конечно, все, кто приходит в этот проект, думают, что будут Белым Лебедем в пачке и на пуантах. Если бы я могла встать на пуанты и красиво делать батманы — я была бы рада показать это на сцене, но я реально оцениваю свои возможности. Это тяжелый труд! И хорошо, если мы просто выйдем на сцену и красиво там постоим» ( смеется ).

«Даже если с проекта у меня будут просто красивые фотки – это здорово! Ведь 90 процентов того, что мы делаем в жизни – это декорации. Все думают: «Ого, как ты так живешь!» Хотя на самом деле ты можешь быть в панике по поводу того, что тебе нечего есть завтра».

В целом проект для Таисии – нечто большее, чем красивые снимки и восторги публики.

«Я жду ощущения потока жизни. И могу сказать точно, что он ко мне пришел благодаря балету. Здесь я расту физически, я понимаю, что у меня есть цель» .

За результат Таисия не переживает – полагается на чутье профессиональных педагогов. «Я знаю, что Лера за всех переживает, и я знаю, что она сделает все очень хорошо. Мы все тут не в апатии, не в лихорадке, а в состоянии боевой готовности».

На занятиях она встречается со своей подругой Ириной, с которой не хватает времени пересечься в обычной жизни.

Ирина Шарапова — руководитель компании по автоматизации работы ресторанов, имеет журналистское и юридическое образование, говорит на пяти языках.

Яркая красавица, бойкая и волевая Ирина всегда выбирала экстрим: сноуборд, стрельба и т.п. Но она долго сомневалась, сможет ли освоить хореографию. Дилемму разрешила подруга Таисия, которая купила ей балетки и заявила, что они вместе должны пойти на балетный проект.

«Я сомневалась, потому что знала, что физически это очень непросто! Но потом подумала — почему бы и нет! Это круто, особенно ради фоточек в инстаграм ( смеется ). На самом деле, танцевать я хотела с детства, но родители мне говорили, что классикой нужно заниматься с трех лет или все. И я себя воспринимала вот этим «все».

Ирина признается, что втянуться в занятия ей было непросто, но помогли поддержка подруги и профессионализм педагогов. «Когда мы записались на проект, я поняла — все, я танцую! Но когда пришла на первое занятие, поняла – нет, не танцую! Балет требует четких линий, все эти плие и батманы для меня были в новинку, потому что по жизни я как толстяк с попой из «Мальчишника в Вегасе». И когда мне хореограф кричит: «Латину убери», мне сложно откалибровать себя, мне кажется, что я стою ровно».

«Я понимаю, что мне, наверное, нужно больше времени, чем остальным. Но я очень хочу посмотреть на результат – на себя через три месяца. Ну и оценить отражение в зеркале тоже: понять, стали ли ноги длиннее или нет. Но я уже сейчас могу сказать: иногда за тренировки уходит по 2-3 килограмма, особенно если я посижу в этот день на диете. Такого эффекта я никогда не получала в спортзале!»

Ирина признается, что как руководителю крупной компании, у которой в подчинении более 500 человек (большинство – мужчины), ей было сложно привыкнуть к работе в команде с женщинами. «Конечно, у меня кровавые мальчики в глазах иногда прыгают, потому что всю жизнь существовала только я: сама за все боролась, никогда не делегировала полномочий. Попав в среду, где я ученик, поняла, что мне сложно в этой роли».

Читайте также  От пионов до ранункулюсов: полное руководство по букету невесты

Ирина ждет финала шоу с нетерпением: «Конечно, все думают, что выйдут в пачке, станцуют в свете софитов. Зал полный, на галерке сидят и тихо завидуют враги…Потом занавес, ты садишься в частный самолет и улетаешь на собственные острова, где тебя ждет, как минимум, Цискаридзе, а как максимум – Валерий Леонтьев ( смеется )».

Кавун Инга — бортпроводник бизнес-авиации, победительница конкурса «Топ стюардесс 2016. Бизнес Авиация», по образованию – экономист, дизайнер костюма.

Стройная Инга – обладательница титула самой красивой стюардессы России в направлении «бизнес-авиация» — в перерывах между перелетами по всему миру занимается конструированием одежды и всерьез увлекается спортом – пробежала полумарафон и indoor-триатлон. А с недавних пор остыла к легкой атлетике и поняла: хочет осуществить мечту детства – станцевать балет.

«Когда-то я профессионально занималась акробатикой, потом ушла в народные эстрадные танцы. В последнее время занималась бегом, ходила в тренажерный зал. И вот, прописывая с мужем цели на будущий год, решила: нужно пойти на балет! Листала картинки в Instagram и увидела объявление о проекте: «Не розовый балет. Реальный результат». Ну и решила: иду!»

Активный темп тренировок в рамках проекта заразил азартом Ингу: «Мне нравится жесткий формат тренировок. Я привыкла к этому с детства. А к нагрузкам на ноги я итак привыкла – я же стюардесса! А вот внешне – да, заметно, как «сушится» тело».

Инга признается, что у нее нет особых амбиций, занимается она исключительно ради своего удовольствия.

«Мое кредо по жизни — цитата Барышникова: «Я не пытаюсь танцевать лучше, чем кто-либо другой. Я пытаюсь танцевать только лучше самого себя».

«В проекте у нас общая цель – сделать красивое шоу. Все работают в меру своих возможностей. Так получилось, что хореограф Ольга Григорьевна посмотрела на мою стопу и сказала, что мне можно будет попробовать встать на пуанты. Я сейчас уже репетирую Белого Лебедя. Но одно дело – заниматься у станка, а другое – выйти и станцевать на сцене номер, это очень сложно».

Итоги трехмесячной кропотливой работы девушки покажут на сцене Дома Кино. «Балет в 2-х действиях в сопровождении короткометражного фильма расскажет зрителю, каким бывает путь к той самой мечте. Все как я люблю: драматично, эмоционально, поучительно», — интригует автор проекта Лера Тальони и приглашает всех на премьеру 29 апреля.

Стилизованные съемки. Как подготовиться к коммерческой стилизованной съемке

Что такое стилизованная съемка? Это съемка с продуманной идеей и концепцией. Такие съемки в основном нужны для коммерции. От магазинов одежды до кейтеринговых служб.

Виды стилизованных съемок

Каталог — это съемка для онлайн-магазина, то, что будет в онлайн-каталоге.

Отличия: нейтральный фон, раскладка или съемка на модели с нейтральной внешностью, не привлекающей к себе внимание. Нет креатива, есть информация: какая одежда, как она сидит, размер, цвет и т.д.

Лукбук — это книга образов, самые главные и ключевые образцы коллекции. В лукбуке показывают, что с чем носить и сочетать, разработка имиджа целиком. В нем отображается философия бренда и видение, как вещи этого бренда нужно носить и как они должны выглядеть на модели. В лукбуке уже важно подобрать модель максимально похожую на целевую аудиторию бренда. Если это деловые костюмы — модель с волевым лицом; свадебные платья — модель с нежной и романтичной внешностью.

Кампейн — эта рекламная компания бренда. Те фотографии, которые будут печататься на билбордах, страницах журнала и т.д. Главная задача кампейна — привлечь внимание и продать. Кампейн должен передать атмосферу и идею бренда, чтобы даже те люди, которые не знакомы с брендом, смогли понять, как себя почувствуют и что получат, когда оденут вещи этого бренда.

В кампейне отображается история, образ жизни целевой аудитории, миф бренда.

Этапы подготовки к стилизованной съемке

  • Идея. Определяем, что мы или заказчик хочет сделать: цель, идея.
  • Мудборд. Создаем мудборд.
  • Команда. Набираем команду.
  • Подсчет бюджета и времени. Каждый член команды считает сколько времени и денег уйдет для его части работы.
  • ТЗ. Четко формируем ТЗ.
  • Подготовка. Подготовка к съемке по ТЗ.
  • Съемка. И вот только после всего этого — съемка!

Идея. Как определить визуальную идею для съемки?

Задаем наводящие вопросы клиенту. Кто потребитель продукта? Какое настроение мы хотим создать? Как возникла идея создания? Какие ощущения или эмоции мы хотим получить от людей, которые видят фото? И другие наводящие вопросы.

После наводящих вопросов начинаем предлагать идеи, как мы видим съемку и как можем создать.

*Если в команде нет арт-директора и нам нужно взять на себя его роль

Мудборд. После того, как определили идею съемки, нужно создать мудборд.

Мудборд — это коллаж из картинок, которые наглядно отображают идею и концепцию съемки. В мудборде должны быть показаны визуальные примеры той атмосферы, которую хотим передать:

  1. в стиле одежды, аксессуарах и деталях
  2. локации, композиции, динамике, цветовые сочетаниях
  3. в обработке, примерах по освещению
  4. типе модели и ее позах
  5. в прическе и макияже
  6. в общих впечатлениях и настроении

Все это очень важно. Команда должна понять, какие ощущения вы хотите передать и что требуется от них.

Какие картинки могут быть в мудборде: модели, кадры из фильмов, чужие фотосъемки и т.д.

Команда

  • Фотограф: один из главных членов команды. Это и понятно.
  • Модель: очень важно правильно подобрать модель. Типаж, который 100% попадает в образ.
  • Стилист: занимается подбором одежды и прочего, потому что фотографу очень сложно отвечать за все на съемке.
  • Ассистент фотографа: если клиенту позволяет бюджет.
  • Визажист и стилист по волосам: должны сделать задуманную прическу и макияж.
  • Продюсер: решает все вопросы. Тайминг, такси, еда и т.д. Он отвечает за контроль времени и за ресурсы.
  • Арт-директор: придумывает концепцию, идею, следит за ее выполнением.
  • Ретушер: если позволяет бюджет.

Команда отбирается по портфолио. Нужно брать людей, которые уже работали в нужной стилистике съемки. Иначе есть большой риск неудачной работы. Желательно собрать команду из 70-80% профи, но если бюджет клиента не позволяет такую роскошь, то хотя бы 1-2 участника команды должны быть теми, кто занимается своей работой на профессиональном уровне.

Подсчет бюджета и времени

После того, как команда сформирована, каждый участник съемки должен посчитать, сколько времени и денег понадобится для его части работы.

ТЗ. А вот теперь время подготовки и создание ТЗ

В ТЗ должна отображаться вся информация и техническая часть. Необходимо прописать все детали: для чего нужны снимки (билборд, соцсети и т.д.), какие дедлайны, какие нужны кадры и сколько, количество необходимых лампочек, какой бюджет нужен на помещение, макияж, одежду и т.д. ТЗ в идеале делать минимум за две недели до съемки, чтобы осталось время на подготовку.

Ключевые ошибки

  1. Экономия на команде.
  2. Отсутствие профессионала в команде.
  3. Перегрузка одного специалиста слишком большим объемом работы/задач.
  4. Спешка = потеря времени.
  5. Работа без мудборда и Т3.
  6. Неправильный расчет времени и бюджета.

Подготовка

Каждый из участников команды подготавливает свою часть: поиск помещения, аренда аппаратуры, покупка/аренда одежды и т.д.

Читайте также  Элегантный рустик: свадьба в сосновом лесу

Съемка

Время съемки совершенно разное, все зависит от масштабов проекта.

Для стилизованной съемки очень важна хорошая подготовка — это 80% результата, но все же — будьте готовы к форс-мажору. Как показывает практика, даже прекрасная подготовка команды не исключает непредвиденных ситуаций. Они могут случиться с каждым.

Шомина Татьяна, профессиональный стилист

Видеоканал Фотогора

«Поймать воздух в объектив…» – о мастерах балетной фэшн фотографии

«Схватить полет – самое трудное», – слова Майи Плисецкой из письма, опубликованного в историческом по сути и масштабу выпуске Dance in Vogue – печатном золоте, как называют издание в нашей редакции. Пожалуй, ее слова лучше всего описывают, почему хорошая балетная фотография – шедевр с большой буквы.
Для чужака балетный мир недосягаем, и, чтобы в него попасть, ты должен быть либо своим, либо гением, поэтому балетные фотографы овеяны ореолом загадочности и избранности. Бесталанным тут места нет.

Для человека непосвященного фотография – самый простой способ прикоснуться к балетному искусству. И, несмотря на замкнутость мира балетных фотографов, мастеров все же достаточно много. Из того же письма Плисецкой: «Великие мастера доказали, что могут поймать воздух в свой объектив».

Артур Элгорт

Классика балетного снимка

Снискав славу в 30 с небольшим лет в британском Vogue, Артур Элгорт сумел оживить моделей в объективе своей камеры. Он рискнул изменить индустрию и идею о том, какой должна быть fashion-фотография. В его кадре артисты не просто танцовщики, но прежде всего личности.

Марио Тестино
«Я верю, что я не просто фотограф»

Перуанский гений, умеющий нажать на кнопку затвора в самый удачный момент. Артисты на его фото сняты не всегда в естественной позе, но всегда искусственно волшебно; они такие, какими мечтают себя видеть. Тестино часто говорит: для него главное, чтобы на съемках герои чувствовали себя комфортно, открывались, были собой. Возможно, поэтому снимки получаются такими чувственными.

Ирвинг Пенн

«Если я смотрю на какой-либо предмет в течение некоторого времени, то зрелище зачаровывает меня. Это и есть проклятье фотографа»

Художник, дизайнер, скульптор и фотограф одновременно Ирвинг Пенн раньше всех использовал в съемке методы, без которых сегодня нельзя даже представить коммерческую фотографию. Как пример, модели на идеально белом или сером фоне. Он первый загнал своих героев в угол, используя это как художественный прием. В их числе: хореограф Леонид Мясин, Марта Грэм, а также знаменитая четверка команды балета «Триумф Бахуса» – Риетти, Гальи, Баланчин и Леклерк.

Ричард Аведон

Гений, которому доверялись артисты первой величины. Он умел фотографировать танец так, словно его герои продолжали двигаться на бумаге. Это ему позировал обнаженным Рудольф Нуреев, и про него с восторгом говорила Майя Плисецкая. Пожалуй, Аведон – один из самых знаменитых фотографов балетного мира.


Тим Уолкер

Работы Тима Уолкера – это всегда театр, продуманные детали и скульптурные модели. Будучи ассистентом великого Ричарда Аведона, Тим учился у маэстро лучшему и воплотил в своих работах, обретя свой неповторимый стиль.

Энни Лейбовиц

«У меня всегда была тайная мечта стать балериной»

Фотограф, которая снимала и обнаженных мировых звезд кино и шоу-бизнеса, и первые лица государств, не могла обойти тему балета в своих работах. Будучи влюбленной в балет, она не просто фотографирует артистов, а без преувеличения создает произведения искусства.

Карл Лагерфельд

На протяжении всей своей жизни великий кутюрье не перестает удивлять. Лагерфельд не только придумывает костюмы для танцовщиков, как, например, для Парижской оперы, – он еще и фотографирует. И делает это он, как и все остальное, вкусно и элегантно.

Патрик Демаршелье

Вот где союз моды и балета ощущается особенно гармонично и тонко. Самый востребованный fashion-фотограф мира снимает танцовщиц и танцовщиков, превращая их в богинь и богов, подчеркивает грацию, красоту линий и изгибов тела, силу духа и чувственную натуру одновременно. Демаршелье – художник, чей почерк трудно не узнать среди прочих.

Молодые гении современности

Джеймс Борт

Фотограф, которому выпала честь снять коллаборацию модного дома Balmain и Opéra Garnier Paris. Звезды Парижской оперы – его любимая тема. Будь то съемки за кулисами или на сцене, он словно подглядывает за артистами в хорошем смысле этого слова, создавая истории о каждом, воспевая внутреннюю свободу танцовщика.

Ян Омельницкий

Работы Яна – словно кадры из кино, в котором каждому герою дается шанс получить главную роль. И играют, и танцуют они блестяще. Его работы просты, но чарующе привлекательны.

Генри Лютвайлер

Четыре года Лютвайлер работал вместе с хореографом Питером Мартинсом в New York City Ballet и имел свободу фотографировать все в святая святых. За 30 дней он наснимал материал, который стал основой книги, вышедшей в 2015 году, – “Henry Leutwyler. Ballet: Photographs of the New York City Ballet”. Будучи мастером предметной фотографии и имея склонность к социальной тематике, через детали и различные вещицы Лютвайлер открыл своему зрителю подноготную балетного мира.

Данил Головкин

Балетные и коммерция – об этом вам расскажут работы Данила Головкина. Он снимал Полунина для Сноба, артистов Большого для лукбука Peuterey, Диану Вишневу для Condé Nast Traveller Russia и много кого еще. Что бы он ни делал, он показывает артистов в новом свете и амплуа, чем и вызван интерес к его работам.

Рувен Афанфдор

Работы этого современного мастера воплощают в себе традиции и новаторство. Он показывает привычных нам личностей в необычных образах – будь то марионетки или герои оживших полотен, словно украденных у живописцев. Театрально, необычно и очень вкусно.

NYC Dance Project

Кен Броуар и Дебора Ори
Популярный проект, воспевающий искусство движения (фотографы – соавторы одноименной книги “The Art of Movement”). В лучших традициях воздушных фотографий, летящих танцовщиков и струящихся тканей на сером фоне.

Лиза Роуз

Случай, когда можно припомнить слова Плисецкой о том, что балет лучше всего снимают сами артисты – они знают и чувствуют танец. Лиза – танцовщица, хореограф и фотограф в одном лице. Примечательны декорации для съемки, которые использует Лиза: это может быть гардеробная, крыша Парижской оперы или огромная статуя Пегаса на том же здании. Ее работы – доказательство того, что балет вездесущ, он меняется вместе со временем и является неотделимой частью современного мира искусства.

Питер Линдберг

Талантливый фотограф, который работал в том числе и над проектом New York City Ballet’s 2016-2017 campaign – минимализм и грациозность в черно-белом исполнении. «Изысканный, пикантный и кинематографичный» по мнению Vogue, влюбленный в жанр антиутопии, с помощью фотоаппарата Линдберг создает свою вселенную, в которой главное место занимает танец.

Съемка балета

Для этого самое важное и сложное — заинтересовать модель своей идеей и уговорить на съемку летом в воскресенье в пять утра. В процессе можно обратить внимание на изящность рук балерины, хрупкость шеи и лопаток, либо наоборот, подчеркнуть рельефность мышц ног и спины. Не бойтесь работать с телом танцора — это неисчерпаемый источник вдохновения. На своих съемках я примеряю на балерин самые разные образы: от минимума косметики и тренировочной одежды до дизайнерских коллекций и работы с большой командой, включающей стилиста, визажиста и декоратора. С течением времени балетные артисты постепенно заменяют мне моделей из агентств. Балерина может заменить модель, но модель балерину — никогда!

Читайте также  Оформление бутылки шампанского на свадьбу

Пуанты смотрятся только на балетных ногах.
Иногда идея съемки возникает от знакомства с балериной, иногда я ищу нужный мне образ: это может быть длина волос, рост или те же профессиональные данные. В погоне за оригинальностью не перегибайте палку. Балет — это эстетика прекрасного. В театре огромный штат людей работает на то, чтобы впечатление от спектакля у зрителя было по-настоящему глубоким и сильным. Это достигается с помощью костюмов, света, декораций, артистов и,конечно, музыки в исполнении оркестра.

Когда я снимаю в театре, то стараюсь не ограничиваться только происходящим на сцене: снимать закулисные процессы, музыкантов, а иногда заглядываю к художникам и в швейный цех — простора хватает!
Одна из самых востребованных для любителей театральной фотографии съемок — это съемка балетных спектаклей. Начну с того, что точек съемки
в театре много. Самая распространенная — из зрительного зала. Также можно снимать с осветительских балконов и непосредственно за кулисами. Снимая из зала, автор получает репортажные фотографии, фиксирующие моменты спектакля, как его видит зритель. Это узкая специализация, требующая многих лет практики. Я в этом профиле пока не работаю. Съемка с осветительских балконов дает интересную возможность увидеть балет сверху. Я называю это геометрией балета. Мне нравится снимать сверху сцены в спектакле, где задействован кордебалет, то есть артисты балета, исполняющие массовые танцевальные номера.

Они образуют собой замысловатые геометрические фигуры и линии, что выглядит невероятно художественно. Заметьте, при фотографировании
сверху ноги танцоров уходят на второй план, но это возмещается другим художественным приемом. И, наконец, закулисье. Главное правило
в этом виде съемки — Не помешай! Работа на спектакле — это огромное физическое и психологическое напряжение. Танцоры должны быстро
перемещаться на сцену и за кулисы, и если там в это время мешается фотограф — есть все снования получить от артистов нагоняй. Важно знать
сюжет спектакля и быть готовым в нужный момент отскочить.

Интересны фотографии готовящихся на выход танцоров, напряженно следящих за спектаклем, волнующихся и уставших. В такой съемке на первый план выходит эмоция. В отличие от репортажа и съемки сверху, за кулисами есть возможность и персонифицировать балет, и сделать интересные групповые снимки. Выбор оптики для съемки такой: сверху я снимаю на 70–200; за кулисами это объективы 35 мм и 24–70 мм. Объективы должны быть
светосильные, так как обычно за кулисами темно, а в романтических балетах темно и на сцене. Не забывайте детали: завязывание пуант, прическа,
элементы костюма — все имеет значение. Будьте разборчивы в снимках. Не снимайте без головы: думайте о том, что хотите передать в своих фотографиях. Попробуйте как бы «рассказать историю» в каждом кадре, тогда закулисная съемка имеет смысл. Желаю вам удачи и стремления к новым
вершинам!

Вдохновение балетом: стилизованная съемка

7 декабря в фотостудии Pixel24, Москва, профессионал Sony Alpha Дарьян Волкова провела мастер-класс, посвященный балетной фотографии. Специализация довольно узкая, и многие читатели, наверняка, полагают, что тема может привлечь внимание лишь немногих фотографов. В действительности, выступление Дарьян Волковой было настолько увлекательным, что все слушали, буквально затаив дыхание. И зал был полон. Задавали много вопросов.

Один слушатель даже вступил в полемику, пытаясь доказать, что «фотограф, как художник, имеет право снимать балерин так, как он видит, иными словами, как хочет». На что Дарьян Волкова довольно упорно и одновременно корректно доказывала ему обратное. В завершение дискуссии, ей стали помогать и другие слушатели. В конце концов, все поняли, что балерин нужно фотографировать, только согласно идеологии балета и, соответственно, сложившимся правилам.

Свое выступление она начала с цитирования письма одной балерины, которая приняла решение отказать от каких-либо приглашений фотографов. В чем причина такого категоричного решения? Как выяснилось результаты, которые получаются у фотографов по результатам съемке, где она выступает в качестве модели, совершенно не соответствуют ее представлениям о балете. Иными словами, съемка отражает то самое видение «фотографа как художника» (см. выше). А это, как показывает практика, не балет.

Дарьян Волкова советует фотографам «думать как балерина».

Поэтому Дарьян Волкова советует фотографам «думать как балерина». «Нельзя приходить в студию и работать только как фотограф». Кроме того, нужно тщательно готовиться к съемкам, изучать балетные фотографии и приходить с уже готовой идей. Можно (и нужно!) даже приносить фотографии с теми позами, которые планируется отснять.

В студии нельзя ставить зеркало иначе балерина будет работать с зеркалом, а не с фотографом. Нельзя проводить прыжковую съемку на бетонном полу. Вообще это отдельная тема. Важно помнить, что если балерина получит травму, то отвечать придется фотографу. Перед съемкой балерина должна в течение 10-15 минут разогреться, иначе опять-таки можно получить травму. Во время работы обязательно следует советоваться с балериной. И не забывать про перерывы для отдыха.

Прозвучала тема обнаженной натуры и балета — «пуанты и ню». По мнению Дарьян Волковой, «это пошло». Она заверила, что в балете довольно много выразительных средства, которые не исчерпаны и позволяют продемонстрировать большой диапазон эмоций, не прибегая к «пуантам и ню».

Потом Дарьян Волкова рассказала, как фотографировать в театре — за кулисами и в зале. Уделила внимание многим мелочам. Например, она снимает в ручном режиме, но выставляет автобаланс белого, потому что «театральный свет очень красивый, но постоянно меняется, успевать менять настройки невозможно». Подсветку автофокуса отключает. А во время выступления заворачивает камеру в шарф, чтобы приглушить звук затвора. Не очень любит заниматься пост-обработкой, поэтому старается сразу получать нужный результат. На съемку предпочитает надевать одежду темного цвета, поскольку она не привлекает внимание, что в работе фотографа важно — «Темная одежда всех спасает».

Когда началась практическая съемка, фотомоделью выступила настоящая балерина.

Дарьян Волкова снимает камерой ILCE-7RM2 с объективами SEL-55F18Z (в основном студийную съемку) и SEL-1635Z (репортажную). Поэтому ей было интересно познакомиться с новой моделью ILCE-7RM3 и сделать сравнение. «Камера очень сильная», — дала она свое и пошутила, что «у камеры замечательный звук, по звуку мне подходит, можно покупать».

Выступление Дарьян Волковой оказалось очень интересным. Ей действительно удалось погрузить слушателей в совершенно не знакомый для них мир балета. Все были в восторге. Особенно когда началась практическая съемка, где фотомоделью выступала настоящая балерина. Балетное искусство завораживает. Когда ты не просто наблюдаешь со стороны, а фотографируешь, то начинаешь ощущать вовлеченность, причастность к балету. Ощущения потрясающие. Скорее всего именно поэтому Дарьян Волкова приняла в свое время такое категоричное решение: «После съемки балета я не могу вернуться к портретам обычных людей».

Владимир Нескоромный, главный редактор «Sony Alpha Профессионал»